Эссе мое отношение к идеалам эпохи просвещения. Сочинение на тему эпоха просвещения. Философия эпохи Просвещения

Вступление

Нашинтерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что этафилософия является одним из важных этапов в развитии западноевропейскойфилософской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений вXIX веке.

Философияэпохи Просвещения привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ееориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение,в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мыбыли захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеифилософии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическомдетерминизме» XX века. Как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями рядафилософов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса длячеловека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойствои та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом истолкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом.

Принаписании использовались различные методы написания работы, например,исторический.

Контрольнаяработа состоит из введения, двух теоретических вопросов, заключения и спискаиспользованных источников.


1.Философия эпохи Просвещения

XVIIи XVIII века – это время особых исторических изменений в странах ЗападнойЕвропы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленногопроизводства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новыеприродные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемныемашины для шахт и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевиднуюпотребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII векемногие полагают, что «знание – сила» (Ф.Бэкон), что именно «практическаяфилософия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладетьприродой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р.Декарт).

ВXVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Длямногих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать какнеобходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческойсвободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось,что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированноуспешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться надостижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялосьвсеобщее просвещение людей.

Многиемыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главнойобязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является«просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшимдостижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс сталанастолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, чтовпоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первойв эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд,М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием,которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке иобществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII векастановится деизм. Деизм не отвергает бога как творца всей живой и неживойприроды, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира ужесвершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперьприрода ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всехсобытий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственныхзакономерностях.

Английскоепросвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер.В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическуюэлиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этогодемократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, илитолкового словаря наук, искусств и ремесел», энциклопедии, которая бы в простойи доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей сважнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейнымвождем этого начинания выступает Д. Дидро, а его ближайшим соратником – Д. Аламбер.По замыслу Д. Дидро в «Энциклопедии» должны были отражаться не толькодостижения конкретных наук, но и многие новые философские концепцииотносительно природы материи, сознания, познания и т.д. в «Энциклопедии» сталипомещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционнойрелигиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все этоопределило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высшихгосударственных чиновников к изданию «Энциклопедии».

ВГермании движение Просвещения связано с деятельностью Х. Вольфа, И. Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний,то здесь особую роль играет деятельность Х. Вольфа. Его заслуги отмечаливпоследствии и И.Кант, и Гегель.

Философиядля Х. Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мираи построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научныхзнаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. Ихарактеризуется он часто как отец систематического изложения философии вГермании (И. Кант). Работы свои писал Х. Вольф на простом и доходчивом языке.Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластическиесредневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем ив Москве). Х. Вольф был избран членом многих академий Европы.

УХ. Вольфа учились М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович и другие наши соотечественники,проходившие учебу в Германии. Он не отвергал бога как творца мира, и туцелесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей,он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и всепредусмотрел. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х. Вольфоставался сторонником деизма, что несомненно предопределило в последующем деизмМ.В. Ломоносова.

Подводяитоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важныемоменты в ее общей характеристике:

1. получаетзаметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познаниимира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещенияидеи Ф. Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р. Декарта (овозможностях математики в естественнонаучном познании);

/>Французские материалисты создают научную картину мира, в которойнет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела,подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретныеформы ее существования. По Гольбаху, материя есть «все то, что воздействуеткаким-нибудь образом на наши чувства…» Вместе с тем, будучи тесно связанными сестественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, чтоматерия – это не только собирательное понятие, охватывающее все реальносуществующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечноеколичество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела. Французскиематериалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всегоматериального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени,но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение.Движение определялось ими как способ существования материи, необходимовытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идутдальше Б. Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна. Ониутверждали, что человек как биологический вид имеет свою историю становления(Д. Дидро). Развитие французские материалисты связывали прежде всего сусложнением организации материальных объектов. В частности, с этих позиций онираскрывали природу сознания и мышления. Мышление и ощущение они представляликак свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К. Гельвеций,Д. Дидро).

Французскиематериалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания онирассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализмаи эмпиризма XVII века (Ф. Бэкон, Д. Локк и др.). Познание они определяли какпроцесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явленийдействительности.

Утверждениематериалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикойрелигии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорностьидеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они,дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.

Французскиематериалисты доказывали, что история определяется прежде всего сознанием иволей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правлениеобществом – это правление просвещенного монарха (каким многим из нихпредставлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимостьпсихического и морального склада человека от особенностей той среды, в которойчеловек воспитывается.

Французскийматериализм XVIII века отражал особенности естественных наук этого столетия. Онбыл механистическим, ибо в XVIII веке именно механика выделялась своимиуспехами в описании природы. В нем не было еще развернутых учений о развитии,ибо наука этого периода лишь подходила к основательному исследованию этойстороны природной действительности (Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк и др.). Впоследующем многие философы, и в частности представители диалектическогоматериализма, отмечали как недостаток французского материализма его «идеализм»в понимании общественной жизни и общественной истории, поскольку они, мол, иобщественную жизнь и историю объясняют сознанием и волей людей. В последнеевремя такое понимание общественных явлений оценивается все большим числомфилософов не как недостаток, а как определенное приближение к истине –приближение, столь же правомерное как и другой односторонний подход кобщественным явлениям, который реализован в историческом материализме К. Марксаи Ф. Энгельса и в соответствии с которым основой всех общественных явленийрассматривается общественное бытие./>

Развитиематериалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалосьнезамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ этого времени.Традиционные идеалистические школы, имеющие свои корни в средневековомхристианстве, с трудом сдерживали этот дух новаторства, вступающего в прямоепротиворечие с основными догмами религии. Как следствие этого в философиипоявляются новые идеалистические школы, с новых позиций противостоящиематериализму. Так появляется в Англии в начале XVIII века «субъективныйидеализм» Д. Беркли (1684-1753).

Усматриваяосновную опору материализма в понятии материи как объективной реальности,стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д. Беркли развивает философию, вкоторой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что этопонятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеии наши ощущения. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы статьпопулярной. Сторонников у нее было мало. Но именно в силу этой своейоригинальности она и получила известность в философской литературе. Впоследующем делались попытки вернуться к ней в той или иной форме, но все ониоказывались не очень удачными. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, развиваясвои взгляды, Д. Беркли справедливо критикует механистические увлеченияматериалистов. В частности, он отмечает отсутствие должного обоснованияиспользования метода бесконечно малых величин, переменных функций в физике иматематике. Его аргументы здесь оказались настолько серьезными, что привлекливнимание Г. Лейбница, и Г. Лейбниц был вынужден заняться этими обоснованиями.Так что критика наук даже со стороны самых больших оригиналов в философии можетбыть тоже полезной для научного прогресса.

Другойфилософской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себяматериализму, является «философия здравого смысла». Её родиной являетсяШотландия, а основатель её – Т. Рид. Согласно этой философии исходнымиоснованиями и для науки, и для религии, и для морали являются «непреложныеистины здравого смысла». Эти истины отличаются своей непосредственнойвнутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. Наэтом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективноесуществование природных вещей и явлений. Здесь они расходились с основнымположением философии Дж. Беркли. Они неоднократно подчеркивали, что человекнепосредственно воспринимает не ощущения (твердости, протяженности и т.д.), атвердые, протяженные и т.д. вещи. Люди воспринимают не идею солнца, а самосолнце. Отрицание материи, проводившееся в работах Дж. Беркли, объявлялось имипротивоестественным, на согласующимся с истинами здравого смысла. Вместе с темеще более решительно Т.Рид и его последователи выступали против материализма,причем не только против того, который развивался в самой Англии, но и противтого, который сформировался во Франции. Они настойчиво доказывали, что из техже непреложных истин здравого смысла следует объективное существование нетолько материи, природы, но и бога. Атеизм казался им ложным учением, какпротивоестественный для «здравого смысла» нормального человека. Не принималисторонники философии «здравого смысла» и тот сенсуализм, основы которого былизаложены в работах Ф. Бэкона и Д. Локка и который стал органической частьюфранцузского материализма XVIII века. И Рид, и его последователи доказывали,что фундаментом науки должны быть не результаты наблюдений, экспериментов(опытов), а все те же очевидности здравого смысла.

/>Философы XVIII века большое внимание уделили и вопросамсоциально-политического характера. Были восприняты многие идеи Д.Локка:«естественное право» с его принципами, правовое равенство индивидов и др.Вольтер, подвергая резкой критике феодальные порядки, доказывал вслед за Д. Локком,что человека никто не имеет право лишить ни жизни, ни свободы, нисобственности. Частную собственность он рассматривал как необходимое условийсвободы гражданина.

Отвергаядобуржуазные формы общности (и прежде всего феодальные), философы XVIII векапредлагают новую – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны.Вольтер во Франции, Лессинг в Германии выступают с критикой религиозной,национальной и сословной нетерпимости. Юридическая всеобщность должнаобеспечить необходимое согласование интересов индивидов с интересом, общим длявсех граждан. Судьбу общности, его развитие они уверенно связывали с развитиемпросвещения. Это убеждение в конечном итоге определило становление «философииистории» XVIII века. Виднейшими представителями ее выступают Кондорсе воФранции и Гердер в Германии.

Болееразвернутую картину общественного прогресса дал Гердер (1744-1803). Историюобщества он рассматривал как продолжение истории природы. Прогресс он связывалс возрастанием гуманности. Он отмечал, что гуманность как сочувствие,сострадание другим есть и в природе, у животных. Это как бы естественное, природноеоснование нашей (человеческой) гуманности. Это «бутон будущего цветка», которыйнеобходимо раскрывается с прогрессом общества. Движущей же силой этогопрогресса он рассматривал развитие наук и изобретения. По его глубокомуубеждению истинными «богами нашими», которые все определяют в нашем будущем,являются ученые и изобретатели.

Гердеротмечал исключительную роль преемственности в развитии общества. Этупреемственность он рассматривая как необходимое условие прогресса, необходимоеусловие достижения идеала гуманности. А этот идеал гуманности он связывал сдостижением богоподобного человека: доброго, бескорыстного, любящего труд изнание и т.д.

/>XVIII век – это век поклонения разуму, науке, век больших надеждна науку в плане содействия общественному прогрессу. Это поклонение разуму инауке имело в том же веке и своих противников, что были философы, которые вXVIII веке предостерегали человека от чрезмерных упований на возможности наукии в познании природы, и в преобразовании общества.

Однимиз этих философов был Д. Юм. Указывая на то, что и в философии, и вестествознании шли бурные споры о материи (есть ли она, и если есть, то что онасобой представляет), Д. Юм заявлял, что все эти споры доказывают лишь одно:вопрос о существовании вещей, материальных объектов не имеет строго научногорешения. Д. Юм полагал, что в отличие от материи ощущения обладаютпреимуществом непосредственной очевидности. Иллюзорными считал Д. Юм и все нашисуждения об объективных причинно-следственных связях. Из того, что одно явлениеустойчиво (неизменно) предшествует другому, нельзя выводить будтопредшествующее явление порождает другое. Нам в ощущениях дано лишь следованиеявлений друг за другом, а порождают ли они одно другое – это нам выяснить недано, это не для науки. Д. Юм не допускает в науку не только суждения оматерии, но и суждения о боге. Он допускает причиной порядка, гармонии в миренечто подобное разуму, лежащему в основе мира, но он отвергает при этом итрадиционное учение о боге, и отмечает, в частности, дурное влияние религии нанравственность и гражданскую жизнь.

ИдеиД. Юма были усвоены немецким философом И. Кантом, причем И.Кант не простоусвоил эти идеи, но и начал развивать их дальше. В научной деятельности И.Канта можно выделить два периода. В первый период И. Кант был преисполненоптимизма в познании природы, в познании Вселенной. Он сам стал автором«Всеобщей естественной истории и теории неба». Но вскоре, в начале 70-х годовXVIII века, после знакомства с работами Д. Юма И. Кант приходит к мысли о том,что человек если и познает что-то, то только не природу саму по себе(существующую независимо от человека), не реальные природные процессы сами посебе.

ЕслиД. Юм и И. Кант подвергли сомнении возможности науки в плане познания природы,то Ж.Ж. Руссо (Франция) выступил в своих работах против основной идеи,пронизывающей всю «философию истории» XVIII века, т.е. против тезиса о том, чтоименно наука и просвещение являются движущей силой и истинными рычагамиобщественного прогресса. Отмечая пороки современного ему общества, ондоказывал, что корни всех этих пороков следует искать не в невежестве людей, ав имущественном неравенстве, в однажды утвердившемся в обществе господствечастной собственности.

Ж.Ж.Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не былоэтой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ниот кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не былоразделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим.Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вотодин человек вдруг заявил, что “эта вещь – моя”. И люди на беду свою его неостановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современногообщества.

2 Свобода иответственность личности

Особоеместо этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных еюэпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения».

Просвещение- необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся сфеодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, этокультура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании,в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительнаякультурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилосьсопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можнополнее на практике.

Выдвинувидею формирования личности, просветители показали, что человек обладаетразумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своимипотребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных исправедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идеяравенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми.Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первыйхарактерный признак эпохи Просвещения.

Избавлениеот всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И небез их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся взападноевропейской мысли еще в Средние века.

Возрожденческийидеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности:человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте вобществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественногоустройства. Просветители верили в возможность построения гармоническогообщества.

Глубокиеизменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные сзарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловилиосновные доминанты культуры XVIII в.

В основныхчертах политическая программа Английского Просвещения была сформулированафилософом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его сочинение – «Опыт очеловеческом разумении» (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую нетолько английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правамчеловека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу исобственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкойчеловеческого труда Он был убежден в том, что собственность каждого человекаесть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результатпринятия трех неотчуждаемых прав.

Как ибольшинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированныхиндивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможностьполучения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода ичастный интерес всех остальных. Локк подчеркивал: мы рождаемся на свет с такимиспособностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещьи которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себепредставить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье иискусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

Выдвинувидею формирования />личности, просветители показали, чточеловек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мирравными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - вустановлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умыпросветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и передзаконами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, передчеловечеством - первый характерный признак />/>эпохи Просвещения.

Возрожденческийидеал свободной />личности приобретает атрибутвсеобщности. И />ответственности: человек Просвещениядумает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центревнимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства.

Как течениеобщественной мысли/> Просвещение представляло собой некоеединство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностяхи предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы />Просвещения,такие, как />свобода, благосостояние и счастье людей,мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство,критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числецерковных.


Заключение

XVII иXVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы.В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства.

Ужев XVII веке многие полагают, что «знание – сила» (Ф. Бэкон), что именно«практическая философия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой длянас овладеть природой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р. Декарт).

ВXVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум.

Многиемыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главнойобязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является«просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшимдостижениям науки и искусства.

Первойв эпоху Просвещения вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд,М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозныммировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук оприроде, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первыхдесятилетий XVIII века становится деизм.

Английскоепросвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер.В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическуюэлиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этогодемократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, илитолкового словаря наук, искусств и ремесел».

Философиядля Х.Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мира ипостроение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научныхзнаний.

Подводяитоги о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ееобщей характеристике:

1. получаетзаметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познаниимира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещенияидеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (овозможностях математики в естественнонаучном познании);

2. развиваютсядеистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированиюматериализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм вединстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате кформированию французского материализма XVIII века;

3. формируетсяновое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достиженияминауки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Французскиематериалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязейвыделяли причинно-следственные связи. Природа представлялась им как царствоодной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этотдетерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их кфатализму, т.е. к убеждению, что в жизни человека все уже предопределенообъективными законами и судьба наша от нас не зависит.

Французскиематериалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания онирассматривали опыт и показания органов чувств.

Французскиематериалисты доказывали, что история определяется прежде всего сознанием иволей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правлениеобществом – это правление просвещенного монарха.

Развитиематериалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалосьнезамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ.

Усматриваяосновную опору материализма в понятии материи как объективной реальности,стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д.Беркли развивает философию, вкоторой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что этопонятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеии наши ощущения. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы статьпопулярной.

Другойфилософской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себяматериализму, является «философия здравого смысла». Её родиной являетсяШотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходнымиоснованиями и для науки, и для религии, и для морали являются «непреложныеистины здравого смысла». Эти истины отличаются своей непосредственнойвнутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. Наэтом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективноесуществование природных вещей и явлений.

ФилософыXVIII века большое внимание уделили и вопросам социально-политическогохарактера.

Отвергаядобуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают новую – юридическуювсеобщность, перед которой все индивиды равны.

Юридическаявсеобщность должна обеспечить необходимое согласование интересов индивидов синтересом, общим для всех граждан.

Ж.Ж.Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не былоэтой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ниот кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не былоразделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим.Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вотодин человек вдруг заявил, что «эта вещь – моя». И люди на беду свою его неостановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современногообщества.

Выдвинувидею формирования личности, просветители показали, что человек обладаетразумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своимипотребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных исправедливых форм человеческого общежития.

Избавлениеот всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.

Выдвинувидею формирования личности, просветители показали, что человек обладаетразумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своимипотребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных исправедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идеяравенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идеяравенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерныйпризнак эпохи Просвещения.

Возрожденческийидеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности:человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте вобществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественногоустройства.

Как течениеобщественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалосьоно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Этопрежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние исчастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитоевольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятиедогм, в том числе церковных


Списокиспользованных источников

1. Философия под ред. В.Н.Лавриненко, М., Юнити, 1999

2. Г.А. Юлдашева К проблеме понимания иинтерпретации исторического процесса как фактора самоопределения личности credonew.ru/content/view/.../25/

3. Общаяхарактеристика философии эпохи просвещения. www.gumfak.ru/filos_html/lecture/lec07.shtml

  • Категория: Сочинения на свободную тему

Просвещение является необходимой степенью культурного развития любого общества, которое отходит от феодального образа жизни. Просвещение в своих основах демократическое, а главные ценности эпохи просвещения – воспитание и образование и привлечения к этому всех слоев населения.

Просветители выдвинули свою идею формирования личности и показали, что каждый человек отличается умом, физической и духовной силой. В мир люди приходят равными и уже на протяжении своей жизни получают разные знания, по-разному тренируют моральную устойчивость и развивают физическую силу. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед другими людьми.

Еще одной ценностью эпохи просвещения считается идея равенства всех людей перед законом, перед обществом. Не удивительно, что в пылу идейной борьбы просветители считали религию в том виде, в котором предоставляла ее католическая церковь, самым опасным врагом человека. Кроме того, просвещение включало в себя безграничную веру его сторонников в том, что мир можно изменить к лучшему, и делать это будут образованные и достойные люди.

Ориентиром для тех, кто свято верил в утопии просвещения, была «естественное поведение», «естественный человек», «естественное общество». Поскольку одним из ярчайших представителей просвещения был французский философ и писатель Вольтер, он не мог обойти стороной эту проблему. Результатом стала его повесть «Простак» – сочинение о «естественном человеке», которая неожиданно оказалась в условиях тогдашнего французского общества.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Что такое прогресс? Почему и когда возникло неравенство? Как появилось государство? На эти вопросы и пытались найти ответы лучшие писатели, поэты и философы того времени. В области педагогики и морали просвещение возлагало большие надежды на силу воспитания и проповедовало идеалы гуманности. Относительно общественной жизни, политики и законов, то просветители пытались донести до своих современников идеалы равенства всех людей перед законом и обществом, идеалы освобождения от несправедливых уз, установленных законами и неверными моральными нормами развращенного общества.

С высоты нашего времени идеалы просвещения могут выглядеть для нас несколько примитивными и в некоторых случаях неверными, но, несмотря на это, эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшем на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, независимо от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности и культуры. Но моральные и духовные ценности у сторонников этого движения были общими, и именно они стали основой морального кодекса современного общества и поведения человека в современном цивилизованном обществе.

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия выходят на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. В начале этого столетия в Европе не было романов — их не существовало в нашем, современном понимании этого слова. Широко были популярными рыцарские романы с фантастикой, необыкновенными приключениями. Этот жанр гениально высмеял Сервантес в своем «Дон Кихоте». Позднее появляются так называемые романы-отчеты Даниэля Дефо и Джонатана Свифта — это произведения о выдуманных и не совсем выдуманных путешествиях. Именно от этих писателей и началась просветительская работа: писатели хотели вложить в свои книги как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах.

Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо… Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. И именно на такое благородное дело были направлены мысли писателей. Так, Руссо напишет свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», Вольтер создает произведения в виде дневников, мемуаров. Писателей интересует сам человек, его психология, его физические возможности, естественные наклонности и взаимодействие всего этого человеческого субъекта с жизнью в обществе.

Писателем первой величины этого периода есть Вольтер. Именно о нем сказал Виктор Гюго, который это не человек, это ЭПОХА. Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Человек должен была пользоваться собственным умом, а не полагаться на фатум или волю Божью, так как иначе пришлось бы признать, что от человека ничего не зависит, все в руках Божьих. Нет! — утверждали просветители. Человек должен быть активным, мыслящим существом и собственными руками строить судьбу. Хотя в «Простаке» Вольтер все — таки показал Геркулеса, которого подчинила себе цивилизация. Здравый смысл настоящего человека не смог победить таких «достижений цивилизации», как бесчестие, кощунство, лицемерие.

«Ум сформировал человека, но в жизни им руководит чувство», — твердил Жан Жак Руссо. Что же важнее — ум или чувства? Об этом спорили выдающиеся умы эпохи. Замечательным ответом на вопрос «Что такое Просвещение?» являются слова Канта: «Просвещение — это выход человека из несовершеннолетнего возраста». До определенному времени человек находится под влиянием своих воспитателей, учителей. Но приходит время — и он должен стать самостоятельным и в дальнейшем свободно и публично пользоваться собственным умом. Правда, для этого ему придется сразиться с двумя врагами: леностью и трусливостью. К чему же, в конце концов, приводит человека свобода слова, развитие воображения и ума? Правильно. К революции. Ведь свободное проявление мыслей дает возможность развивать себя, стремиться совершенствоваться во всем, и человек не хочет жить по-старому, он, стремится к новому, лучшему. Возникает исторический конфликт — революция. Просветители хотели достучаться к человеческому сознанию и растолковать, что умом можно решить все конфликты. Но энергия масс была высвобождена и часто становилась неуправляемой, поэтому приводила к насильственным методам изменения социального устройства. Гете и Шиллер иллюзорно мечтали, что общество можно переработать с помощью искусства… Идея прекрасная, но на практике не реализовалась.

В завершение хотелось бы обратиться к эпохальному произведению Вольфганга Гете — «Фауст». Это величайшее произведение мировой литературы о значении человека и смысле его существования на земле. У человека всегда были свои особенности — он часто недоволен тем, что имеет, всегда стремится в поиски идеала. И Фауст готов заложить душу, лишь бы еще раз пройти жизненным путем. К чему это приводит? Найден ли идеал? Можно ли достичь счастья, не принося кому-то несчастье? Много вопросы поставлены философом перед человечеством, и ответа на них человек ищет уже не одно тысячелетие. В «Фаусте» заложен целый комплекс политических, социальных, теософских, философских проблем. В этом произведении автору удалось показать и изменение исторических формаций на земле, и модель мира.

Большое значение имела малая эпоха Просвещения для развития человечества, для его самопознания. Просветители приблизились к интересам человека, поставили ее в центр Вселенной.

Величайшие достижения эпохи Просвещения

Другие сочинения по теме:

  1. Дефо шел уже шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтон, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под пробным...
  2. Форма урока: комбинированный урок. Цель: сформировать у учащихся понимание значения творчества Шардена во французском искусстве XVIII века. Задачи: 1. Формирование...
  3. Выяснить понятие «Просвещение» и ведущие идеи этой эпохи; раскрыть их отголосок в творчестве Свифта, Дефо, Вольтера, Руссо, Шиллера; подать основные...
  4. Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается...
  5. ХІХ ст. в истории человечества было эпохой настолько же судьбоносной, настолько динамической и противоречивой. Начиналось оно под грохот наполеоновской артиллерии,...
  6. Литература XVIII века, вдохновленная идеями Просвещения, представляет собой замечательное явление. Писатели Просвещения обогатили классическую эстетику идеалом «естественного человека», который руководствуется...
  7. Но никто не поможет, когда перед тобой чистый лист бумаги. Особенно, когда, кажется, что начинаешь повторяться и все давно написанное...
  8. Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств,...
  9. Тысячелетия, которые отделяет Древний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют «Средними веками». Понятие «средние века» ввели в...
  10. Перевод — одна из форм выражения взаимосвязей между литературами. Ему принадлежит важная роль в восприятии одной литературой наследия другой. Украинская...
  11. Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по...
  12. Заслугой Лоэнштейна является разработка характеров, особенно женских. В трагедиях «Ибрагим Паша» (1653), «Клеопатра» (1663), «Софонисба» (1680) Лоэнштейн дал ряд выразительных...
  13. Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность...
  14. Роман «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века,...

«Эпоха Просвещения – это триумф разума и время невероятных интеллектуальных достижений западного мира, ускоривших формирование европейских наций. С какими идеями ассоциируется эта эпоха у Вас и были ли, на Ваш взгляд, в истории человечества аналогичные периоды, когда решительные прорывы в науке, технике и/или философии приводили к стремительным изменениям социального, политического и культурного ландшафтов целых регионов?»

Первые ассоциации, которые вызывает эпоха просвещения, — это новые люди, новое общество, это развитие философии и появление неотъемлемых прав и свобод у человека.Еще во времена эпохи Возрождения внутренние человеческие устои начали изменяться, и господствующие в средневековье религиозные понятия и принципы об обществе начали кардинально меняться. А время эпохи просвещения стало продолжением Ренессанса и все больше и больше начало развивать тему философии свободы человека и подвергало религию критике. По-прежнему идет активное развитие художественной деятельности, но, несмотря на то, что основными стилями все еще являлись классицизм и барокко, этот период дарует миру искусства такие новые стили, как рококо и сентиментализм. Также за счёт нового осознания мира в целом и нового понятия о человеке и его роли в обществе, появились первые нормативно-правовые нормы, законы и построение новой политической системы, которая пришла на смену феодализму.

Одним из самых знаменитых законов является «Декларация прав человека и гражданина», написанная в 1789 году во Франции. Она содержала в себе понятия о естественных и неотъемлемых правах каждого человека, дарованных при рождении. И эта декларация послужила одним из главных документов Великой Французской революции (1789-1799). Эта революция была полной трансформацией политической и общественной системы Франции, где республиканская форма правления пришла на смену абсолютной монархии. Великая французская революция имела большое международное значение, так как она способствовала активному продвижению свежих взглядов на общество и политическую систему.

Также, говоря об этом времени, нельзя не упомянуть научную революцию, благодаря которой мы имеем науку в привычном нам виде. Во время научной революции, длившейся с конца эпохи Возрождения до конца 18 века, активно происходили открытия в математике, физике, химии, биологии, анатомии. Благодаря этой революции человечество получило целостную концепцию мира, где все науки взаимосвязаны.

История хранит в себе немало примеров эпох, когда прогресс в науке стимулировал к развитию и изменял общественно-политические и внутренние устои человечества. И, если говорить об эпохе Просвещения, нельзя не упомянуть время Ренессанса, с которого и началось все это продвижение гуманизма и изменение средневековых взглядов на мир.

Эти две эпохи безусловно имеют сходства, и одна вытекает из последствий другой, в каждой из них присутствуют идеи человека как высшего существа, что каждый человек должен иметь права и свободы. Также в них активно развивается наука и искусство, даруя нам необыкновенные открытия, здания, картины, произведения и скульптуры.
Эпоха Просвещения — один из важнейших периодов в истории всего мира. В это время происходили великие открытия в области науки и искусства, появлялись первые попытки нового осознания общественно-политической мысли, создания экономической мысли и концепция переосмысленного общества в целом. Именно поэтому этим временем восторгаются умы разных времён и народов, и оно сыграло огромную роль в формировании современного мира.

Англия, Франция и Германия - основные действующие страны европейской культуры, им принадлежат главные достижения эпохи Просвещения, но их вклад в культуру различен и по значению, и по глубине. Они пережили настоящие социальные потрясения и вышли из этих потрясений также с различными результатами. Но для всех государств, пожалуй, главным пафосом времени было стремление к уничтожению феодализма. Как будто весь прежний путь развития истории вдруг обнаружил свои законы, которые переплелись друг с другом и потребовали принципиально иного взгляда на них. Осмысление времени, его новых целей, поиск путей для их осуществления, новые и новые попытки понять мир как систему - все это концентрирует в себе философия, не менее революционная, чем общественная жизнь. Просвещение как направление философской мысли начало формироваться еще в прошлом веке в дискуссии сенсуалистов и рационалистов. Декарт, представитель рационализма, утверждал, что существуют врожденные идеи, составляющие основу научных теорий. Ему возражал английский философ Джон Локк (1632-1704) в своем труде “Опыт о человеческом разуме”, где главное место в познании отводил чувственному опыту. Именно опыт, по Локку, пишет свои письмена на “чистой доске” (tabula rasa) человеческого разума. Эта мысль Локка привела затем к другой: воспитание, просвещение - вот способы воздействия на человека. “Человек - продукт своей среды”,- это утверждение станет главной идеей французских просветителей, убежденных, что такой средой будет царство идей, Разума, который должен восторжествовать в обществе.

Разум должен был освободить людей от предрассудков, прежде всего религиозных. Локк утверждал, что “вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных предписаний разума” 1121, т. 5, с. 7]. И вслед за ним его последователи вплоть до Канта противопоставляют разум вере, а науку и философию - религии. Французское Просвещение становится по преимуществу атеистическим. Например, философ Поль Гольбах (1723- 1789) рассматривает все мироздание как порождение материи, органической и неорганической, а жизнь как “совокупность движений, свойственных организованному существу, а движение может быть лишь свойством материи” . Вольтер в этом вопросе был сторонником деизма, т. е. признавал сотворение мира Богом, а все дальнейшее развитие мира с ним уже не связывал, предполагая, что оно идет по законам естественного порядка. Немецкое Просвещение (Кант, затем Гегель), не считая Бога создателем мира, все же не исключило его из своих философских рассуждений. Кант связывает существование Бога только с моралью, причем полагает, что не Бог является причиной морали и нравственности, а наоборот - мораль сама из себя предполагает наличие веры, без которой невозможна никакая нравственность. При этом для Канта наличие Бога - аксиома практического разума, ее невозможно доказать логическим путем, при помощи науки, поэтому в Бога нужно только верить. Гегель сделал Бога порождением абсолютной идеи.


Но главным героем, центральным звеном философии эпохи Просвещения стал человек. Впервые со времен Возрождения ему придается такое значение и впервые в истории культуры человек рассматривается столь всесторонне. Дидро считает человека единственным центром Вселенной, без которого все земное потеряло бы смысл: “Человек есть единственный пункт, от которого все должно исходить и к которому все должно возвратиться” . Может быть, именно поэтому энциклопедисты и другие мыслители считали философию “наукой о счастье”, приведшей философов к рассмотрению природы человека и к поискам источников счастья в общественной жизни.

По поводу природы человека издавна существовали две точки зрения: одна предполагала, что человек - воплощенное зло, другая наделяла человека добрыми намерениями до тех пор, пока человек не изобрел неравенство. Немецкий писатель конца XVIII-начала XIX века Фридрих Клингер в романе “Жизнь Фауста, его деяния и гибель в аду” (1791) устами своего героя вопрошает: “Я хочу знать назначение человека, причину существования зла в мире. Я хочу знать, почему праведник страдает, а порочный человек счастлив. Я хочу знать, почему мы должны искупать минутное наслаждение годами боли и страданий”. И в другом месте: “Где же справедливость? Отчего мои таланты и страсти были предназначением скорее для злоупотребления, чем для благородных целей?” . Здесь явно прослеживается первая тенденция в понимании человека. Вторая же является главным пафосом рассуждений Руссо: “Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказав: “это мое” и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: “Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля - никому!” . Руссо, опережая свое время, считает, что по своей природе люди равны перед обществом. Это не является равенством физических или психических способностей человека, а равенство всех перед жизнью. Но, рассуждает он дальше, более сильный может обратиться с более слабым несправедливо, лишив его свободы. Справедливое же общество должно создавать равные условия для каждого человека, именно оно и будет способствовать воспитанию “естественного человека”.

Для мыслителей Просвещения, начиная с Локка, “естественное состояние есть состояние свободы, но не своеволия, оно управляется законами природы, которым всякий обязан подчиниться: разум, открывающий эти законы, учит людей, что никто не имеет права вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого” . Руссо говорил, что человек в своей природной “естественности” обладает самыми лучшими чертами и качествами, он не “испорчен” неравенством, возникающим там, где утрачена разумность, поэтому лишь возврат человека в его природное состояние может уничтожить несвободу. Он полагал, что эту задачу вполне может осуществить государство, основанное на Свободе, Равенстве, Братстве, а именно - республика, в полном смысле этого слова - res publica - дело народа. Для Руссо народ - хранитель “естественного состояния”, поскольку он ближе к природе по самому характеру своей жизни, и носитель нравственности, более “естественной”, чем рассудок. Нравственность как естественное начало (присущее человеку уже по его рождению) можно совершенствовать в человеке воспитанием, и наиболее пригодным местом для этого он считает природу в противоположность городскому укладу, искусственному, извращающему любой нрав. (Руссо в своем отрицании полагал искусство, в особенности театр, пустым притворством и отказывал ему в художественной значимости).

Уже в рассуждениях Руссо вопрос о природе человека соединяется с вопросом о том, какую роль играет среда как источник человеческого счастья. Многие просветители предполагали главным целенаправленное внешнее воздействие на человека - воспитание. Например, Гердер не сомневался в том, что “цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны вести к ней” . Другие авторы связывали вопрос о формирующей человека среде с его положением в государстве. В работе “Об общественном договоре” (1762) Руссо писал: “Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах” . Таким образом сформулированная проблема различно отозвалась в трудах просветителей. Общей была критика государственности, власти и абсолютистской формы правления. Ф. Шиллер гневно скажет: “Здание естественного государства колеблется, его прогнивший фундамент оседает, и, кажется, явилась физическая возможность возвести закон на трон, уважать, наконец, человека как самоцель и сделать истинную свободу основой политического союза” (курсив автора) . Мысль о праве, законе, который должен сделать человека из раба личностью, звучала и у Канта, полагавшего, что право - это минимум нравственности.

Одновременно с представлениями о справедливом государстве, праве и его связи с нравственностью огромное место в “Энциклопедии...” и в других трудах просветителей занимает проблема свободы. Нет ни одного философа, который в той или иной форме не коснулся бы ее: “Нет слова,- говорил Монтескьë,- которое люди понимали бы столь различно, как слово “свобода”. Одни считают ее за привилегию располагать тем, что дает им тираническая власть; другие - за право выбирать власть, которой они обязаны подчиняться; третьи понимают под этой свободой право носить оружие и прибегать к насилию; четвертые же считают ее привилегией быть управляемыми человеком их собственной нации либо же по их собственным законам. ...И наконец, каждый называет свободой то правление, которое соответствует его обычаям и склонностям. Но свобода - это право делать все, что разрешено законом. И если какой-нибудь гражданин может делать то, что законы запрещают, то и свободы больше не будет, ибо и другие тем самым имеют такое же право” . Шотландский поэт Роберт Бернс (1759-1796) со всем оптимизмом молодости восклицал:

Свободе - привет и почет.

Пускай бережет ее Разум.

А все тирании пусть дьявол возьмет

Со всеми тиранами разом!

В философской теории свобода чаще всего оказывалась либо альтернативой необходимости, либо была (для последователей Спинозы) связана с познанием необходимости, либо же выступала как состояние сознания. Попытка французской революции утвердить Свободу, Равенство, Братство оказалась нереальной, поскольку слишком преувеличенными были представления о могуществе Разума. Поэтому в трудах немецких просветителей постепенно стихают поиски свободы в создании новой государственности. Например, Гердер называет государство “машиной”, которая может существовать только как орудие деспотизма и предполагает ее последующее разрушение.

Заметив противоположность “естественного человека” и образа жизни, требующего соблюдения внешних приличий, заметив, что внутренний мир человека, его свобода не соотнесены с внешней необходимостью, а государственность с личностью, просветители пытаются найти выход из этого противоречия. Поиски такого выхода все-таки связаны с идеалами Счастья и Разума, они совершаются во имя гуманизма, поэтому представляются необыкновенно важными. И каждый раз этот выход оказывается весьма нечетким, абстрактным, он - скорее утопия, надежда, мечта. Гердер, гордо отвергший высказывание Канта о том, что человек - животное, которому нужен господин, заметил, что человек, которому нужен господин, - животное . Но и он не представляет себе путей создания такого общества, где человек не будет животным. Остается только мечтать:

Лжецов орда покинет этот мир,

Потонут вор, убийца и вампир.

Исчезнут лицемерие и гнет,

Растает зло, безумиепадет!

Она придет, священная пора,

Когда исполнен правды и добра,

Любовь и верность утвердив навек,

К добру, к добру времен направив бег.

Рай на земле воздвигнет человек.

Далее мечтаний такого рода в XVIII веке не продвинулся никто, даже неистовый Конвент во Франции, начертавший на своих знаменах лозунги Свободы, не смог достичь этой свободы: слишком туманны были представления о ней, она выступала лишь как область должного или желанного.

Человек как главная загадка бытия стал объектом рассмотрения и новой отрасли философского знания - эстетики. Немецкий ученый Александр Баумгартен (1714-1762), опираясь на представления Лейбница о внутреннем мире человека, обратил внимание на следующее. Лейбниц полагал, что внутренний мир человека включает в себя три компонента: разум, волю и чувства. Вместе с рациональным познанием, которое изучает логика, Лейбниц выделил и интуитивное познание. К нему он отнес восприятие человеком красоты вещей, искусства, дающих чувственное представление о гармонии мира. Баумгартен отделил чувственное (интуитивное) познание от рационального и рассмотрел его как самостоятельное. Учение о чувственном познании мира он назвал эстетикой (греч. aisteticos “чувствующий, чувственный”), наукой, которая выступала как философия прекрасного. Связь новой науки с главной проблемой времени - проблемой человека выразилась в том, что свобода и счастье представлялись как результат эстетического воспитания. Ф. Шиллер в “Письмах об эстетическом воспитании человека” говорит, что “прекрасное облагораживает чувственность” , и приходит к знаменитому выводу: “Красота спасет мир”. Он предполагал, что для достижения свободы нужно “внутри самого человека” построить царство свободы, и только эстетическое воспитание в состоянии увести человека из “тесной удушливой жизни” в мир свободы и мечты:

Заключись в святом уединенье,

В мире сердца, чуждом суеты!

Красота цветет лишь в песнопенье,

А свобода - в области мечты.

Если Шиллер искал путь к счастью в сфере эстетического, то Кант - в сфере нравственного. Нравственное чувство для Канта более конкретизировано, чем для Руссо. Кант считает, что оно - не просто проявление естественного состояния, но и должно опираться на долг - особую моральную необходимость действовать вопреки своему желанию, расчету, настроениям. Выполнение долга определяет свободу человека, делая его независимым, оно является условием личного достоинства человека. Моральный закон “внутри нас”, опирающийся на чувство долга, Кант называет категорическим императивом: “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”. Или: “Поступай так, - писал он,- чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства” .

Мечты о свободном и счастливом человеке, воспитание разумного, совершенного, гуманного и достойного человека - ведущая тема не только философии, но и искусства.

Статьи по теме: