Когда православный праздник сдвижение. Когда праздник Сдвижение? Что означает Воздвижение Креста Господня

Обычаи на Воздвижение

В древних летописях этот день имеются как «Ставровый», на который принято было ходить крестным ходом вокруг сел и городов, защищая их таким образом от бед, врагов и болезней. В деревнях также обходимо и поля, чтобы на следующий год получить богатый урожай. В Воздвиженье с полей забирали последний сноп и это служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и началом подготовки к зиме.

В этот же день, было запрещено ходить в лес: все живое готовилось к зиме, звери уходи в норы, сползались на зимовку в одно место змеи. Даже нечисть, и та готовилась впасть в спячку до весны. Сегодня распространено поверье, что такой запрет обосновывался на том, что змеи в этот день очень злые и если вы помешаете им, вас покусают. А вот в древности, люди просто уважали все живое и старались не нарушать единения животных и природы. При этом, славяне верили, что та змея, которая вас укусит, уже не сможет вернуться обратно в нору и она обречена на смерть из-за того, что преступила законы своего племени.

Большую опасность в лесу в этот день, представляли не животные, а нечисть: лешие, водяные, оборотни злились, что им приходится ложиться в спячку и они не смогут больше вредить людям. В Воздвиженье у нечисти был последний сход, во время которого они прощались друг с другом и отправлялись спать. Тем людям, которые нарушали их покой, они могли и навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Важным этот день был и для домашней нечисти. В отличие от лесной, эти духи были полезными для семьи и домашнего очага, являлись их защитниками и хранителями. Поэтому в Воздвиженье отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где хранилась и мололась пшеница. Помещение не топилось, в нем не велась никакая работа, на полу расстилали вышитые рушники и на них оставляли угощение для духа. Считался этот праздник и днем капусты и каждая хозяйка должна была приготовить как можно больше блюд из этого вкусного и полезного продукты, напечь пироги с капустой, сварить вареники. Некоторую часть угощений несли к церкви, где и раздавали нищим.

Заговоры и привороты на Воздвижение

Со дня Воздвиженья начинался период девичьих посиделок – капустенские вечера, которые длились две недели. Согласно традициям, все девушки, собирающиеся на эти вечеринки, одевали свои самые лучшие наряды, приносили с собой праздничные блюда, накрывали столы в горнице и пировали с парнями, которые в это время, и выбирали себе невест.

Чтобы точно заполучить себе жениха на таких посиделках, девушки проводили особые обряды и заговоры. Перед тем как идти на вечеринку, девушка умывалась чистой, недавно набранной родниковой водой и приговаривала:

«Как водица чиста и прозрачна, так и любовь (имя) будет ко мне сильна и постоянна. Да будет так, крепко мое слово».

Приготовление к посиделкам начиналось задолго до их начала. Девушки вышивали пояса для себя и своих женихов. Если такой пояс преподносился парубку и он его принимал, это считалось заключением помолвки. С Воздвижения и до самой Покровы, девушкам было разрешено творить ворожбу и привороты, чтобы быстрее выйти замуж.

К примеру, был распространен такой обряд. Девушка готовила небольшие пирожки с капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со словами:

«Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя). Аминь».

Еще один любовный заговор девушки произносили накануне праздника. На заходе солнца перед праздником выходили на улицу, смотрели на закатное солнце и произносили такие слова:

«Заря-зарница, красная девица, ходишь ты высоко надо мной, летаешь – далеко. Посмотри, где раб Божий (имя) гуляет, что делает, где отдыхает, в каком дому живет, в каком терему. Подойди заря-зарница к нему близко-близко, любовью ко мне дойми, Присуши, припеки, к моему дому приведи, на законный венец нас благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Достаточно сильный приворот делали в праздник Воздвижения на дым. 27 сентября после захода солнца, но до полуночи, необходимо развести костер и когда он разгорится, выкрикивать слова любовного заговора:

«В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу вся листва сухая, сушь ту листву погоняет, на раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет по мне, Божьей рабе (имя). Сохни ему без меня вода, не лезь в его рот без меня еда, сон раба Божьего (имя) обойди, тоска-сухота на него найди по мне, Божьей рабе (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Никаких важных дел на Воздвиженье не начинали, так как верили, что этим оскорбляют отдыхающую природу, подарившую им блага и богатый урожай. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и без результативным.

Приметы на Воздвижение

  • На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
  • В этот день змеи в норы прячутся.
  • В Сдвиженье Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.
  • На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
  • У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.
  • Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
  • В Воздвижение с поля последняя копна движется.
  • С Воздвижения осень к зиме сдвигается.
  • Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
  • В Воздвижение птицы лето за моря уносят.
  • Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

Ежегодно 27 сентября православная церковь вспоминает событие, произошедшее много лет назад в Иерусалиме, - чудесное обретение Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Воздвижение креста господня 2019 — что за праздник

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

Традиции Крестовоздвижения

Как и у любого другого церковного праздника, главная традиция на Воздвижение - это посещение храмов и церквей, прослушивание божественных литургий. Во многих городах проходит крестный ход. В этот день молились за исцеление близких, за богатый урожай в следующем году, просили об избавлении от грехов.

Крест является особой православной реликвией, символизирующей страдания. Поэтому в этот день следует соблюдать строгий пост. Раньше считали, что того, кто пренебрегает этой традицией, Бог наказывает семью грехами, а с того, кто не вкусил скоромной пищи, семь грехов снимает.

Считалось, что молитвы в этот день обладают особой силой. Если в этот день искренне помолиться или попросить о чем-нибудь, это обязательно будет исполнено.

Запрещалось в этот праздник подавать на стол любые мясные блюда. Считалось, что человек, попробовавший мясо убитого животного в этот день, убивает все произнесенные им молитвы.

Согласно народным традициям, 27 сентября было запрещено ходить в лес. Считалось, что в этот день по лесу гуляет Леший и пересчитывает всех лесных обитателей, а если ему на пути попадется человек, то обратной дороги из леса путник не найдет.

Крест символизирует божественную защиту. В древности тот, кто хотел защитить свой дом и своих близких, 27 сентября рисовал крест на дверях своего жилища. Эта традиция существует и в наше время.

Для крестьян этот день считался окончательным завершением бабьего лета и наступлением осени. Уже к этому моменту все дела, касающиеся сельского хозяйства, должны быть завершены.

Народные приметы в праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября издавна принято соблюдать строгий пост: запрещено употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца и сладкое. В народе считалось, что человек, соблюдающий пост в этот день, освобождается от грехов и родовых проклятий.

Змея в доме - быть беде: по примете считается, что именно на Крестовоздвижение змеи расползаются по норам и впадают в зимнюю спячку. Заползшая в дом змея, кроме очевидной опасности, считается знаком скорой и тяжелой болезни кого-то из живущих в этом доме.

В лес пойдешь - навек пропадешь: согласно народной примете, если пойти в лес в день Крестовоздвижения, то назад вернуться не получится. Запрет на посещение леса по преданию наложил Царь лесов - Леший. В этот день он с утра и до ночи пересчитывает животных, находящихся в его лесу, и пришедший на такое собрание человек навсегда заблудится в лесу, чтобы никому не смог рассказать об этом.

На Крестовоздвижение запрещено начинать любое дело: считается, что удача не сопутствует любым начинаниям в этот день. Лучше завершить все текущие дела, но не браться за новое: успеха не будет.

Крест на купол - нечисть из деревни: так считали люди в прошлом, и оказались правы: крест, как и молитвы святым, помогает от нечистой силы. В этот день принято очищать дома и квартиры от негативной энергии.

Кошка в доме - 7 лет счастья: по примете, если 27 сентября взять в дом бездомную кошку и оставить у себя, то она принесет 7 лет счастья и благополучия.

Птица на окне - привет от умерших родственников: принято считать, что в этот день души умерших людей могут свободно летать в мире живых, превратившись в птиц, и наблюдать за своими живыми родственниками и любимыми.

Найти в этот день крест - к большой беде: Воздвижение Креста Господня предполагает поднятие креста. Упавший крест - символ упадка, беды и горя. Поднять крест в этот день - взять несчастья на себя.

Приметы погоды на Воздвижение:


Молитвы на Крестовоздвижение

27 сентября считается сильным днем для молитв о неверующих родных, а также об изменении судьбы и укреплении семейной жизни.

Для любой из этих молитв требуется уединение, душевный покой и тишина.

Хорошей помощью в достижении нужного состояния будет лампадка или обычная свеча. Необходимо сосредоточиться на необходимой молитве, прочувствовать ее слова и понимать смысл слов, которые вы будете произносить.

Молитва о семейном счастье и детях

«Отец Небесный, вечный Пастырь и Заступник! Как крепка небесная твердь, как преданны Тебе и Твоему свету сонмы Ангелов и Архангелов, так пусть и малая церковь, наша семья будет крепка до смерти и после нее, так пусть и муж мой будет предан мне, а я ему послушна. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Эту молитву лучше произносить женщинам, поскольку они лучше чувствуют сердцем, если искренне любят свою семью и хотят сохранить ее.

Молитва об изменении судьбы

Бывает, что несчастья и беды настолько заполонили жизнь, что она становится не мила. Мнение экстрасенсов и практиков на этот счет однозначно: неожиданно сыпятся мелкие и крупные беды и несчастья - надо искать порчу или сглаз.

Но помимо ритуалов и заговоров изменить судьбу в лучшую сторону и избавиться от злого колдовства поможет сильная православная молитва.

«Ангел-Хранитель, рядом пребывающий, всю жизнь меня сопровождающий! Возьми меня, неразумную/неразумного за руку, наставь на дорогу верную, укрой крылами от всякого зла, приведи меня к счастью и свету Божьему! Аминь.»

В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?

Как выглядит икона «Воздвижение Креста Господня»? В центре композиции находится Крест, который стоит на ступенчатом возвышении и его поддерживают несколько священнослужителей. Вокруг помоста находятся верующие, которые радуются возвращению святыни. На заднем плане изображен храм. На разных изображениях некоторые из указанных деталей могут отсутствовать, но только Крест остается неизменным.

Этот образ обладает огромной силой, поэтому он творит чудеса. Молиться перед иконой необходимо женщинам, которые страдают от бесплодия, а также людям с серьезными заболеваниями. Помогает икона верующим обрести покой и душевное равновесие, в период смятения и сомнений.

Есть специальная молитва «Воздвижение Креста Господня»:
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

27 сентября православные верующие отмечают великий праздник – Воздвижение Креста Господня 2017. Этот день относится к числу двунадесятых, то есть считается одним из двенадцати главных в году. рассказывает, что можно делать, а что нельзя.

Воздвижение Креста Господня 2017: история праздника

Праздник посвящен обретению Креста Господня, которое произошло в 326 году в Иерусалиме возле горы Голгофы – места, где распяли Иисуса.

Крест Господний – это священный крест, на котором распяли Христа.

По легенде, крест нашли в Палестине. Во время раскопок нашли гроб Господин, место, где похоронили Иисуса после распятия. А неподалеку три креста, один из которых был Христа. Это обнаружилось, когда умерший, которого проносили мимо реликвии, воскрес. Отсюда пошло и название – Животворящий Крест.

27 сентября отмечается еще одно событие – возвращение Креста Господня из 14-летнего плена в Персии.

По легенде, Царь персов Хосров II напал на Иерусалим, разграбил город и увез, в том числе, христианскую реликвию. Долгих 14 лет Крест находился в Персии. Но когда к власти пришел Ираклий I, крест вернули в Иерусалим.

Воздвижение 2017: что нужно делать

У христиан существуют традиции, связанные с этим великим днем. Считалось, что 26 сентября все пресмыкающиеся вьют себе гнезда на зиму. Поэтому люди закрывали ворота и двери в дом, чтобы змеи и ящерицы не проникли туда.

По православной традиции, на Воздвижение Креста Господня нужно идти в церковь на божественную литургию. При этом, стоит поставить свечу к иконе Воздвижения Креста Господня и помолиться.

В этот день нужно молиться о здравии, благополучии и счастье в семье.

Подобно многим другим дням народного календаря, Воздвиженье - праздник, имеющий исключительно православные корни и отмечаемый церковью как Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Как известно, после смерти Спасителя, распятого на Голгофе, иудеи зарыли на месте казни не только крест, с которого был снят Иисус Христос, но и кресты, на которых были распяты разбойники. Спустя 70 лет Иерусалим был разрушен войсками римского императора Тита, а Голгофа и Гроб Господень погребены под толстым слоем земли. Чуть позже на их месте по приказу императора Адриана установили капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.
Великие христианские святыни были обретены вновь лишь в начале IV века во время правления римского императора Константина Великого, прекратившего, наконец, гонения и притеснения христиан. Согласно преданию, императору был явлен знак свыше - крест с надписью: «Сим победиши». И Константин действительно одержал ряд блестящих побед над врагами. С этого времени он задался целью отыскать Крест Господень, поручив поиски своей матери, царице Елене.
Долгое время ее усилия не приносили результатов, а когда наконец кресты были найдены, узнать, на каком из трех был распят Христос, не представлялось возможным. И тогда Иерусалимский Патриарх Макарий приказал поочередно возложить их на покойника. Лишь только усопшего коснулся Крест Спасителя, он ожил и поднялся из гроба.
Восторгу свидетелей происшедшего не было конца, но из-за большого скопления народа нельзя было ни приблизиться к Животворящему Кресту, ни даже увидеть его хотя бы издали. И тогда патриарх Макарий поднял (воздвиг) Крест над ликующей толпой, а император Константин повелел соорудить в Иерусалиме величественный храм Вознесения Христова.
В 614 г. Иерусалимом овладел персидский царь Хосров, и Крест Господень вместе с другими христианскими святынями был низвергнут и похищен. А 14 лет спустя Честное древо Креста Христова было возвращено в Иерусалим. Таким образом праздник Воздвижения соединил в себе сразу два события - обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена.
А в сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье- хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».
По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.
Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ - заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло».
Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»
Между прочим, число семь - величина не простая - магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».
Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы- придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.
А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам". Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. - И оны прямо вот дорогой идут".

ВОЗДВИЖЕНЬЕ - праздник Воздвижения Креста Господня (14/27.IX), один из двунадесятых церковных праздников. Согласно легенде, после распятия Христа римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить само воспоминание о священных местах, связанных со смертью и воскрешением Господа; для этого один из этих императоров, Адриан, приказал даже засыпать Голгофу и Гроб Господень землей, а на искусственном холме поставить капище языческих богов. Однако, несмотря на это, через 300 лет великие христианские святыни были снова обретены христианами и открыты для поклонения. Произошло это при императоре Константине Великом, прекратившем гонения на христиан. Увидав на небе знамение Божие - Крест с надписью «Сим победиши», Константин задался целью отыскать Крест, на котором был распят Иисус, и с этой целью направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Один старый еврей открыл ей, что Крест спрятан под языческим капищем; капище разрушили и обнаружили под ним Гроб Господень, а неподалеку от него - три креста, дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие некогда тело Господа. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил каждый из найденных крестов на покойника, и когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Елена привезла в Константинополь Животворящее Древо и гвозди, а Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 26 (13) сентября 335 года, а на следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На Руси верили, что в этот день, как и на Пасху, солнце, радуясь знаменательному событию, «здвигается», т.е. играет, переливается всеми цветами радуги.
Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».
По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня , дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.
Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».
Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.
Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.
Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.
К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Воздвиженье или Сдвиженье. , как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом.

Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем». Воздвиженье - постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.

На Воздвижение у доброго молодца – капуста у крыльца. Смекай, баба, про капусту – Воздвижение пришло. За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.

С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты. Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.

На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел - все прахом пойдет. Устраивались вечеринки – капустники. Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень. Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Все звери и насекомые ложатся на зиму, в том числе и медведь залегает в берлогу. В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
В этот день часто бывают небольшие утренние морозцы.
Западный ветер дует несколько дней подряд - к плохой погоде.
Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий - к ясной и сухой погоде.
Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают - к теплой осени.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Приметы и обычаи.

Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется. - Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется. - Вздвиженские зазимки мужику не беда. - Смекай баба про капусту на Вздвиженъев день. - У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.

С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки - капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.

Статьи по теме: