Икона бориса и глеба в чем помогает. Икона «Борис, князь. Сказание о Борисе и Глебе

Икона Бориса князя является отображением великого князя Бориса.
Имена Борис и Глеб были первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви. Они были сыновьями князя Владимира. При крещении святой Борис был назван Романом, а Глеб - Давидом.

После смерти их отца в 1015 году престол должен был перейти именно Борису, но он не стал оспаривать свое право и отдал власть пасынку Владимира Святославу. Борис отослал посла со словами: «Ты будь мне отцом, ты мой старший брат». Святослав же отправляет к Борису убийц. Они дождались окончания молитвы, которую произносил Борис, который обратился к Господу: «Сподоби меня принять страдания не от врагов, а от брата» и лег в постель. В постели его убийцы пронзили копьем. Нанесенная рана не была смертельной, и он умолил своих мучителей окончить свое начатое дело. После рокового удара копьем Борис испустил дух.

Святослав не удовлетворился убийством брата и вызывает к себе Глеба. В послании Святослав говорит, что отец, который на самом деле умер, при смерти. По дороге к Святославу Глеб встретил гонца, посланного братом Ярославом Новгородским, сообщавшим о смерти Бориса. Он предупреждает Глеба о готовящейся засаде. Глеб решил остановиться и произнести молитву об успокоении души покойного брата. В это время вооруженные убийцы настигают Глеба. Его повар нанес смертельный удар. Бездыханное тело Глеба бросили в реку. На том самом месте возникло чудное сияние, и звучала ангельская песня.

В 1019 году нетленные мощи Глеба были обретены и доставлены в Киев, где покоилось тело святого Бориса.
Брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый просил, чтобы страстотерпцев зачислили к лику святых, но власти Константинополя отказывались это сделать, так как по их словам Русь не была еще просвещена светом Христовым и не могли там быть угодники Божии. В 1078 году состоялось православие покойных братьев. Это произошло, когда мощи Бориса стали перекладывать из старого гроба в новую раку, а в церкви появилось дивное благоухание. Митрополит Георгий, который противился прославлению святых мучеников, был поражен происходящим. Когда к святым мощам прикоснулся Святослав, сын Ярослава Мудрого, который был очень болен, он исцелился. После этого в честь братьев в Киеве была построена церковь. До 1240 года мощи братьев хранились в той церкви, но с приходом татарского ига они бесследно исчезли.

Подвиг братьев заключается в том, что они не стали отстаивать свою власть, не боролись за свою жизнь, склонили голову под меч убийц. Они как бы повторили подвиг Христа, который не стал сопротивляться и не сошел с креста, так Борис и Глеб принесли себя безмолвно в жертву брату и стали исполнителями закона Евангелия.
Братья Глеб и Борис, стали святыми, которых почитают христианские люди.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб - первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком - кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.

Кто такие Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) - это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб - младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат - Святополк, прозванный в народе Окаянным.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:

15 мая по новому стилю - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение - ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде - рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе - это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира - святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.

Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089-1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.

Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого - князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.

Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.

За что канонизировали Бориса и Глеба

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» - это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.

Молитвы святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Тропарь святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость.

    Тропарь - Перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба

Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.

  1. Кондак святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии.

Величание святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

О, двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии!
Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте, юныя убо во святей вере и чистоте, повреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую.
Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и правителем нашим к победе на враги, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада.
Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию) и вся чтущия святую память вашу во веки веков. Аминь.


Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу


Нет умения и сил прославить вас, святии братие! Вы небеснии люди и земнии ангелы, столпы и утверждение земли нашей. Помогите своему отечеству, вознесите молитву о всей земли Русской, о блаженное вместилище, приявшее ваши телеса честныя, как многоценное сокровище, блаженная церковь, в которой стоят ваши святые раки! И не только нашему племени дано было Богом спасение, но и всей земли. От всех стран туда приходят и безмездно получают исцеление.
О, блаженнии страстотерпцы Христовы, не забывайте отечества, где пожили вы телесно, не оставляйте его посещением, и в молитвах всегда молитесь о нас, чтобы не постигло нас зло и чтобы не коснулась болезнь телес ваших рабов. Ибо вам дана благодать молиться за нас. К вам прибегаем, умоляем вас, припадая к вам со слезами. Но надеясь на вашу молитву, возопием ко Спасу: Господи, поступи с нами милосердно, помилуй нас, ущедри, заступи молитвами пречестных Твоих страстотерпцев, не предай нас в поношение, но излей милость Твою на овец пажити Твоей, ибо Ты - Бог наш, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.


Молитва третья святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу


Возвеличим чудотворцы и мученики, звезды незаходимыя, сыны великаго князя Владимира, блаженнии Романе и Давиде, иже на земли ангелы и на небеси человеки Божий, кровию бо вашею всю землю Российскую освятисте. О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Икона Бориса и Глеба

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест - символ мученичества, или крест с мечом (меч - указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Стихотворение о Борисе и Глебе. Борис Чичибабин

Ночью черниговской с гор араратских,

шерсткой ушей доставая до неба,

чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной.

Церкви горят золоченой известкой,

Меч навострил Святополк Окаянный.

Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,

темного бора, воздушного хлеба,

беглою рысью кормильцев спасая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.

Даль просыпается в россыпях солнца.

Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

как от кровавых очей Святополка

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник

бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,

служится красками звонкая треба,

в райские кущи от здешнего худа

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди

ласково стелет под ноженьки путь им.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,

по полю русскому в русское небо,

ни колоска под собой не сминая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Храмы в честь Бориса и Глеба

За всю историю на Руси были построены сотни храмов в честь святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба. После их мученической смерти первой возвели деревянную церковь в Вышгороде, рядом со храмом, в который были положены их мощи и которых сгорел. В том пожаре останки святых братьев остались невредимыми.

К новому храму в честь Бориса и Глеба приезжали паломники: по Руси шла молва о чудесах и исцелениях от мощей святых страстотерпцев.

В 1240 году храм в Вышгороде разрушили монголы - мощи Бориса и Глеба были утрачены. На месте сгоревшей церкви построили новую, тоже деревянную. В 1651-ом ее сожгли поляки, в конце XVII века она была восстановлена. В 1860 году на этом месте поставили небольшую каменную церковь, которая сохранилась до наших дней.

Утерянные мощи неоднократно пытались найти, но все попытки увенчались неудачей. Почитание святых Бориса и Глеба было очень велико, в их честь строили храмы по всей русской земле - начиная от храмов на местах гибели каждого из братьев и заканчивая огромными соборами в крупнейших городах.

Церковь Бориса и Глеба в Дегунине

Расположен храм на Дегунинской улице в Москве, дом 18а.

Село Дегунино - древнее, самое раннее упоминание о нем мы встречаем в письменных документах 1336 года. В этом году Иван Калита пожаловал село княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353-ом его сын - великий князь Симеон Гордый - завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 году Димитрий Донской подарил его своему сыну, князю Андрею.

Потом почти два века летописцы молчат о селе. И только в Писцовой книге 1584 года мы читаем, что Дегунино - вотчина кремлевской церкви Рождества и в селе есть «... церковь Борис и Глеб, древена, ..., при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею».

В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. В 1623-1624 годах деревянный храм снова отстроили. Каменный храм возвели рядом с деревянным в 1866 году. В 1940-ом Борисоглебская церковь была закрыта, колокольню разобрали на кирпичи. В здании церкви открыли трикотажную фабрику «Родина». В храме шили спортивные костюмы. В 1991 году храм вернули Русской Православной Церкви.


Памятник святым благоверным князьям Борису и Глебу

Памятник Борису и Глебу находится у стен Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове. Его установили в 2006 году, проект принадлежит известному скульптору Александру Рукавишникову.

Монумент - по своему уникальный. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб изображены на одном пьедестале, и оба - на конях.

Борисоглебский монастырь в Торжке

Борисоглебский монастырь в Торжке основал в 1038 году бывший конюший равноапостольного князя Владимира - боярин Ефрем. Мученическая смерть святых Бориса и Глеба потрясла Ефрема настолько, что покинул светскую жизнь и основал монастырь на высоком берегу реки Тверцы.

Центром монастыря был каменный собор. Он простоял невредимым около 700 лет. В 1577 году при Иване Грозном к нему пристроили два придела. Когда в 1607-ом поляки брали Торжок и после пожаров, которые настигли город позже, храм и монастырь сильно пострадали.

Возрождать обитель начали во второй половине XVIII века. На месте древнего в 1785-1796 годах построили новый Борисоглебский собор. А в 1804-ом в монастыре заложили надвратную многоярусную церковь-колокольню. В нижнем ярусе был арочный проем - главный вход в монастырь. Во втором ярусе - церковь, в третьем - колокола.

В одной из башен размещалась монастырская библиотека. Верхную часть этой башни реставраторы восстановили в 1970-1980 годах.

Введенская церковь - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVII веке на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX веке было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью. Есть в обители еще одна церковь - Входо-Иерусалимская. Она построена в 1717 году.

Борисоглебский переулок в Москве

Борисоглебский - один из Арбатских переулков в Москве. Одно время - в 1962-1994 годах - переулок назывался улицей Писемского, в память о жившем здесь писателе Алексее Писемском.

Борисоглебский переулок начинается от улицы Новый Арбат (перед домом 22), проходит на север, постепенно поворачивая на северо-восток, пересекает Большую Молчановку и выходит на Поварскую улицу.

Переулок был назван в конце XVIII века по церкви Святых Бориса и Глеба, которая стояла на Поварской улице. Деревянная церковь известна с 1635 года, каменная церковь была построена в 1686-1690 годах; перестроена в 1799-1802 годах на средства генерал-майора П. Н. Жеребцова и его супруги. Снесена в 1936 году.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб почитаются как заступники Русской земли. Им молятся о добрых нравах властей, об укреплении Православной веры и о преодолении неверия, избавлении от бед, голода, болезней, скорбей и внезапной смерти.
Этим святым молятся об укрощении всякой вражды и злобы между людьми. Благоверных князей просят также испросить у Господа для молящихся оставление грехов, единомыслие и здравие, сохранение от нашествия внешних врагов, внутренних междоусобиц и мужество перед лицом смертельной опасности.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЯ СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015).

Святой князь Владимир с сыновьями

У Владимира имелось двенадцать сыновей от разных жен. Старшие дети Владимира часто враждовали между собой, они были рождены еще во времена, когда князь пытался укрепить языческую веру. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской.

Борис и Глеб родились позже, примерно в годы Крещения Руси. Их мать была из Волжской Булгарии. Они были воспитаны в христианском благочестии и любили друг друга. Борис был наречен в святом крещении Романом, Глеб - Давидом. Есть свидетельства о том, что Борис читал какую-нибудь книгу, обычно жития или мучения святых, то Глеб сидел рядом и внимательно слушал, и так пребывал Глеб неотступно возле брата, потому что был еще мал.

Когда сыновья стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Борису достался Ростов, а Глебу - Муром. Княжение Глеба в Муроме оказалось нелегким. Рассказывают, что муромские язычники не допустили его в свой город, и князю пришлось жить вне пределов городских стен, в пригороде.

Святой князь Борис

Князь Владимир любил Бориса более других своих сыновей, во многом доверялся ему и намеревался передать ему Киев и великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе и со временем уже прославился как храбрый и искусный воин.

Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Вскоре после отъезда Бориса Владимир умер. Это случилось 15 июля 1015 года в сельце Берестовом, близ Киева.
В это время в столице оказался один Святополк, который воспользовался своим положением и самовольно захватил власть в Киеве, провозгласив себя Великим князем Киевским. Он задался целью скорее избавиться от братьев-соперников, пока те ничего не предприняли. Святополк решил скрыть смерть отца. Ночью по его приказу в княжеском тереме разобрали помост. Тело Владимира завернули в ковер и спустили на веревках на землю, а затем отвезли в Киев, в церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили, не воздав ему должных почестей.

Борис, тем временем, не найдя печенегов, повернул обратно к Киеву. Весть о смерти отца и вокняжении в Киеве Святополка застала его на берегу небольшой речки Альта. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско:

“Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!”

Услыхав это, дружина ушла от него. Так Борис остался на Альтинском поле лишь с немногими своими слугами.
Святополк послал Борису лживое послание с предложением дружбы: «Брат, хочу в любви с тобой жить, а к тому, что отец тебе дал, еще прибавлю!»

Убийство князя Бориса

Сам же, в тайне от всех, направил наёмных убийц, верных ему бояр Путша, Талеца, Еловита (или Еловича) и Ляшко убить Бориса.
Святого Бориса известили о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (старый стиль) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. Словно дикие звери набросились они на святого и пронзили его тело. Любимый слуга Бориса, некий угрин (венгр) по имени Георгий, прикрыл его собою. Его тут же убили вместе с князем и отрубили голову, чтобы снять с шеи золотое украшение -гривну, которую когда-то в знак любви и отличия, князь подарил ему.
Однако святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам:

«Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».

В это время один из убийц пронзил его копьем. Тело его завернули в шатер, положили на телегу и повезли к Киеву. Есть версия, что в дороге Борис еще дышал и, узнав об этом, Святополк послал двух варягов прикончить его. Тогда один из них извлек меч и пронзил его в сердце. Тело Бориса привезли тайно в Вышгород и похоронили в церкви святого Василия. Ему было около 25 лет.

В живых еще оставался князь Муромский Глеб. Святополк решил хитростью заманить Глеба в Киев: Глебу отправили гонцов с просьбой приехать в Киев, так как отец тяжко болен (для чего Святополк и скрывал смерть отца). Глеб тотчас сел на коня и с малой дружиной помчался на зов. Но его настиг гонец от брата Ярослава:

«Не езжай в Киев: отец твой умер, а брат твой Борис убит Святополком!».

Глубоко скорбя, святой князь предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Он обратился к ним с трогательной мольбой пощадить «колос еще не созревший, соком беззлобия налитый».
Затем, вспомнив слова Господа, «что за имя Мое преданы будете братьями и родичами», вручил Ему свою душу. Малая дружина Глеба, увидев убийц, пала духом. Главарь, по прозвищу Горясер, глумясь, велел повару, бывшему при Глебе, зарезать князя. Тот, «именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка». Ему было около 19 лет. Тело его было брошено на берегу, и так лежало в безвестности, между двумя колодами.
Но ни зверь, ни птица не тронули его. Долго о нем никто не знал, но иногда в этом месте видели зажженные свечи, слышали церковное пение. Лишь через много лет, по повелению князя Ярослава, оно было перенесено в Вышгород и положено в церкви святого Василия рядом с Борисом. Позже Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый Борисоглебский собор, который вскоре стал семейным храмом Ярославичей, святилищем их любви и верности, братского согласия и служения Отечеству.

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану:

«Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12:19).

Князь Ярослав, собрав войско из новгородцев и наемников-варягов, двинулся на Киев и изгнал Святополка из Руси.
Решающее сражение между ними состоялось в 1019 году на реке Альте - на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По свидетельству летописцев, когда разгромленный Святополк бежал с поля брани, напала на него болезнь, так что ослабел он всем телом и не мог даже на коня сесть, и несли его на носилках. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища и был объят таким страхом, что везде чудилось ему, что преследуют его, и он умер за пределами своего отечества, «в некоем пустынном месте». А от могилы его исходил смрад и зловоние. «С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола».

У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Святополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь. Другой брат — победитель Ярослав — с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

С рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется бессмысленной. Они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова. (Церковь чтит их как страстотерпцев - этот чин святости, кстати, не известен византийцам).
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву главной христианской ценности - любви.

«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20).

Они приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. Через их жития, писал выдающийся русский писатель и историк Г. П. Федотов, «образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня».

Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти.
Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признала их святыми. Это был переворот от языческого сознания (властолюбие и нажива) к христианству (достижение духовного и нравственного идеала).

Борис и Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже. Их чтили в Константинополе, икона Бориса и Глеба была в константинопольской Софии. Их житие было включено даже в армянские Минеи (книги для чтения на каждый месяц). Прославляя святых, посвященное им сказание говорит, что стали они помощниками людей «всех земель».

Святые Борис и Глеб - особые покровители, защитники Русской земли. Их именем освобождались от уз невинные, а иногда и прекращались кровавые междоусобицы.

Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - накануне сражения на Неве в 1240 году (когда св. Борис и Глеб явились в ладье, посреди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу… «Брате Глебе, сказал Борис, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру»), или накануне великой Куликовской битвы в 1380 году (когда святые братья явились в облаке, держа в руках свечи и обнаженные мечи, сказав воеводам татарским: «Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?»

Имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+ 1079), Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123), один из сыновей его носил имя Глеб (+ 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого — Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского — Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского — святой благоверный Глеб (+ 1174), у Всеволода Большое Гнездо — Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+ 1101) — полный набор «борисоглебских» имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

ВЕЛИЧАНИЕ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ БОРИСУ И ГЛЕБУ, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ РОМАНУ И ДАВИДУ

Велича́ем вас, страстоте́рпцы святи́и Бори́се и Гле́бе, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

ВИДЕОФИЛЬМ О СВЯТЫХ

Житие святого благоверного князя

Из всех детей киевского князя Владимира Святославовича, крестившего Русь в 988 году и прозванного Красным Солнышком, больше всех отца любил Борис. Во всем ему послушный, скромный и немногословный в делах обыденных, он был превосходным воином. Обладая высоким ростом, статной фигурой и красивым лицом, юноша выделялся среди других людей. Кроме внешней привлекательности, чувствовалось в нем присутствие благодати. Глаза святого Бориса так и светились добром.

Сам великий князь Владимир очень любил его и доверял ему больше, чем любому из своих 12 сыновей. Дети его были от разных жен. До своего крещения он состоял в нескольких языческих браках, в том числе и с болгарыней, родившей ему Бориса и Глеба. Их старшими братьями, претендентами на киевский престол, были Святополк и Ярослав. Святополка отец недолюбливал, ведь тот не был ему родным. Когда-то Владимир, чтобы захватить власть, приказал убить своего брата Ярополка, после чего взял в жены его беременную вдову – гречанку. Тем не менее Святополка он признавал как сына и выделил ему в правление город Пинск.

Великий князь хотел передать власть любимому сыну Борису, который княжил в Ростове. Поэтому заболев, он призвал его в Киев. Как только князь Борис приехал к отцу, стало известно, что печенеги собираются напасть на русские земли. Владимир дал сыну войско и благословил его идти в военный поход.

Выбрать жизнь или смерть?

Святой Борис так и не встретил врага. На обратном пути к нему прибыл гонец с тяжелым известием: умер киевский князь Владимир, а власть в городе захватил Святополк. Слезы потекли по лицу молодого князя, узнавшего о смерти отца. Горевал он о том, что не был рядом с ним и не смог похоронить его. Воины, которые сопровождали святого Бориса в походе, подтвердили, что не хотят видеть правителем своим Святополка и пойдут против него на Киев. «Как же так, – размышлял святой благоверный князь, – ведь мне придется силой брать власть, брата своего погубить. Не по-Божески это. Не нужно мне ничего, приду к Святополку и скажу: ″Будь мне отцом – ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?″» 1 .

В то же время святой Борис понимал, что сам он находится в большой опасности, Святополк захочет устранить его. Самому убить или быть убитым? Перед этим мучительным выбором стоял князь. Ему было всего лишь 25 лет, проститься с жизнью в такие молодые годы было тяжело, но он знал, что спасение – только в добрых делах и в истинной вере. Уповая на Господа, он решил со смирением принять свою участь, но не нарушить учения Христа. Тем более что пришла весть от самого Святополка, который предлагал мир и обещал князю Борису увеличить удел.

Подвиг святого Бориса во имя любви к Христу

На самом деле Святополк задумал недоброе. Он направил Путшу и нескольких бояр из Вышгорода в дорогу, чтобы те убили его брата. Они нашли стан святого Бориса на берегу реки Альта. Там стоял шатер князя, и войска рядом с ним не было. Киевская дружина его покинула, когда он отказался вступить в борьбу за престол. Убийцам осталось только дождаться темноты. Они подкрались к шатру, убили верного слугу князя – венгра Георгия. Тогда встал святой Борис навстречу врагам без оружия и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!» 1

Убийцы завернули тело князя в ткань от шатра и повезли в Вышгород. В дороге выяснилось, что святой Борис еще жив. Сообщили об этом Святополку, тот прислал двух варягов, которые пронзили сердце молодого князя мечами. Похоронили мученика у церкви Святого Василия.

Смерть эта не стала единственной. Святополк убил еще и Глеба – младшего брата святого Бориса.

Новгородский князь Ярослав вступил в непримиримую борьбу со Святополком. Прошло несколько битв, пока на реке Альте не состоялось решительное сражение. Там, где принял смерть мученик-старастотерпец Борис, враг потерпел поражение. Святополк бежал, жить ему оставалось недолго, в изгнании он умер от тяжелой болезни. После этого на Руси прекратились междоусобные войны.

Ярослав, прозванный в народе Мудрым, стал киевским князем. Он нашел останки своего брата святого Глеба и похоронил его рядом со святым благоверным князем Борисом. С тех пор их почитают совместно. Множество церквей и монастырей названы их именами.

Какое чудо произошло

В исторических летописях рассказывается о многочисленных чудесах, которые происходили у гроба святого благоверного князя Бориса и брата его святого Глеба, которые были похоронены рядом. Благодаря помощи святых люди исцелялись от тяжелых недугов. Так в «Житиях» Дмитрия Ростовского рассказывается о человеке с больной ногой, который молился святым о своем здоровье. Однажды ночью он увидел, как князья явились к нему и перекрестили его ногу. Утром он был совершенно здоров и мог ходить.

Этот и другие факты послужили причиной для канонизации святых. Точная дата этого события не установлена, последняя версия датируется 2 мая 1115 года, когда мощи были перенесены во вновь отстроенный храм. Именно тогда в извлеченном из земли гробу увидели люди тела упокоившихся князей, которые остались нетленными спустя многие годы после их смерти. Мощи перенесли в новый храм и оставили уже над землей. В тот же день случилось чудо. В церковь вошел мужчина. Передвигался он с большим трудом, так как одна нога у него не действовала, он сильно хромал. После молитвы шел он уже легко, так как стал совершенно здоровым.

Чудеса происходили не только в Вышгороде. Воевода князя Александра Невского – Филипп во время ночного обхода увидел на озере корабль. Гребцов видно не было, но воин отчетливо увидел святых Бориса и Глеба и услышал, как благоверный князь Борис сказал своему брату, что нужно им помочь сроднику своему Александру Ярославовичу защитить землю Русскую. На следующий день была одержана победа в Невской битве. Второй подобный случай произошел перед сражением Дмитрия Донского с Мамаем на Куликовом поле. Святой Борис вместе со святым Глебом явились стражнику Фоме в виде светлого облака, превратившегося в двух мужчин с мечами в руках.

Значение иконы

На иконах святого Бориса часто изображают вместе с его братом святым Глебом. Этот образ веками помогал русским князьям прекращать междоусобные войны и защищать Родину от нападения врагов. Недаром существуют свидетельства того, что перед сражением на Неве в 1240 году и накануне великой Куликовской битвы в 1380 году люди видели святых Бориса и Глеба, которые обещали им помощь.

Икона Святого благоверного князя Бориса также символизирует подвиг, совершенный им во имя братской любви. Любовь – это главная христианская добродетель. Она побеждает смерть. Во имя ее святой Борис отказался от политической борьбы, от жизни, которая только начиналась. Выбрав смерть, он пошел по пути Христа, не нарушив его заповедей. Поэтому икона рассказывает нам и о подвиге, совершенном за исполнение заповедей Божьих.

_____________________________________________
1 Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 1. XI-XII века. СПб., 1997.


с. 250 ¦ 213. Борис и Глеб на конях 1 .

1 Изображение Бориса и Глеба на конях восходит к древнейшим представлениям о святых князьях. В относящемся к 70–80-м годам XI в. «Чтении о святых мучениках Борисе и Глебе» рассказывается: «В некоем граде беша мужи осужени от старейшин града того и всажени в погреб, и много время створше в нем, и недомыслящимся о том, что сътворити, беаху бо в печали мнозе. После же, въспомянувше бывающая чюдеса от святую Бориса и Глеба, начаша молити Бога и святую призывающе на помощь... И во едину нощь молящемъся им, и се внезапу открыся покров узници и свет восия в ней. Они же, въздевше очи свои, ти видеша святою на росну коню и отрока пред ними свещю держаща... ». Там же женщина, работавшая в праздник, увидела как «внезапу възехаша трие мужи на двор ея в белых ризах… И бе един стар [Никола], а два уна обапол его [Борис и Глеб]...». В «Сказании» конца XI в. об этих святых составитель обращается к ним: «Вы... нам оружие, земля Русьскыя забрала и утъвржение и меча обоюду остра...». ( , Пг., 1916, стр. 20, 23, 49). Сводку сведений о возникновении культа Бориса и Глеба в XI–XII вв. см. М. К. Каргер , К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде. («Советская археология», XVI, 1952); . (В кн.: «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР», т. XIII, М.–Л., 1957, стр. 45–46). См. также предполагаемое изображение конных Бориса и Глеба на фреске 80-х гг. XII в. в одноименной церкви в Кидекше близ Суздаля (раскрыта в 1948 г. под руководством Н. П. Сычева); см. Н. Н. Воронин , Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской, М., 1958, стр. 277, рис. 124. Иконография этой иконы восходит к изображению конных воинов-мучеников Сергия и Вакха , хранящемуся среди памятников XIII в. на Синае (см. книгу, изданную на греческом языке с французским переводом, G. Sotiriou et М. Sоtiriоu , Icones du Mont Sinai, Athènes, 1956, табл. 185).

1340-е годы. Московская школа 2 .

2 Возможно, что икона была написана в 1344–1346 гг., когда в Московском Кремле велись большие работы по росписи соборов Успенского, Архангельского, Спаса на Бору и церкви Иоанна Лествичника. Патриаршая летопись под 6852 г. (1344) свидетельствует: «Того же лета начяша подписывати две церкви камены на Москве пресвященный Феогнаст митрополит Киевский и всеа Русии, у своего митрополичя двора соборную церковь пречистыа Богородици Греческими мастеры, того же лета и совръшиша ю всею подписию; а другую церковь, у великого князя двора, святого архангела Михаила князь велики Семен Ивановичь подписывал Русскими иконники, в них же бе старейшины и началники: Захариа, Денисей, Иосиф, Николае, и прочии дружина их, и не дописаша ее того лета, величества ради и мелкаго писма» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). Под 6853 г. (1345) в той же летописи говорится: «Того же лета подписаша в монастыри церковь святого Спаса велением и казною великиа княгини Анастасии Семеновы Ивановичя, а мастеры старейшины и началницы быша Русстии родом, а Гречестии ученицы: Гоитан, и Семен, и Иван и прочии их ученицы и дружина» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). В 6854 г. (1346) «съвершиша подписывати три церкви на Москве камены: в монастыре святаго Спаса и святаго архаггела Михаила, и святаго Ивана Лествичника» (ПСРЛ, т. X, стр. 217).

Князья-братья восседают на торжественно выступающих вороном и гнедом конях. Они как бы плывут по воздуху над крутыми уступами желтых и зеленых горок. Князья одеты в кафтаны и короткие, подбитые мехом плащи. На головах их шапки, также опушенные мехом. В руках князей древки с прапорами. В правом верхнем углу - благословляющий поясной Спас. Вохрение в светах сильно разбеленной охрой с четкими белильными отметками и подрумянкой. Санкирь коричневый. Краски одежд и горок мягких притушенных тонов: зеленого (изумрудного оттенка), светло-оливкового, желтовато-зеленого, голубовато-серого (стального оттенка), иссиня-черного, красновато-желтого и светло-киноварного. Фон золотой. Поля светло-коричневые 3 .

3 При реставрации в 1913 г. заново дописан левый нижний угол с задними ногами коней и правлена борода кн. Бориса.

Доска липовая, без ковчега. Шпонки четыре, две из них врезные встречные, две сквозные (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 123 × 75.

Происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля.

Раскрыта в первый раз в 1913–1914 годах в Реставрационной комиссии кн. А. А. Ширинского-Шихматова, во второй - в Комиссии в 1918 году.

Статьи по теме: