Свято-Никольский женский монастырь село Санино, Суздальский район, Владимировская обл. Село Санино: как добраться, что посмотреть Кроме того, на одной из икон усилилось мироточение

Село Санино до середины 18 века относилось к монастырским владениям. В 1764 году вышел указ о секуляризации и село было изъято из монастырского ведения и тем самым была минована участь быть переданным от царицы в дар в чью-либо собственность. Село вошло в земельные угодья и поселения императорской Коллегии экономии (т.е. Дворцового ведомства). Это обстоятельство положительно сказалось на дальнейшем развитии хозяйства всей округи. Добро и то, что долгое пребывание селян под монастырским оком сказалось на укоренении здесь добронравия, Последнее подтверждается отсутствием в документах Суздальской духовной консистории каких-либо дел, связанных с утратой благочестия или преступлениями в обширном Санинском приходе. Кроме самого села, на рубеже Х1Х-ХХ веков в него входили расположенные в радиусе 1-7 верст деревни: Зауечье, Пруды, Песочново, Крутово и Сергеиха.

Всего в приходе на тот период насчитывалось 409 дворов (1160 душ мужского и 1294 женского пола). Как значительное поселение Быковской волости село располагало церковно-приходской школой. В соседней с ним деревне Зауечье, входившей в тот же приход, имелась школа грамотности. Последняя по статусу была нечто средним между церковно-приходской и воскресной школами. К этому времени население, умножившееся как и в других местах, не могло кормиться одним только хлеборобством и огородами.

Недостаточность средств, как и раньше, компенсировали отхожие промыслы, занятия хоть и прибыльные, но требовавшие длительного отхода (ухода) в иные города и веси. Для суздальцев они сложились давно в силу традиционно развитого здесь мастерства, прославившего их в основном как искусных каменщиков и кровельщиков. Почитай, только в одной Москве ими выстроено было почти половина города. И так до октябрьского переворота в 1917 году. Числом поменее славились выходцы из суздальских деревень и как несравненные богомазы-изографы. Были известны они и в других ипостасях, вплоть до умелых ямщиков и аккуратных грузоперевозчиков. С развитием мануфактур жители суздальской стороны прослыли и ловкими ткачами-умельцами. Домашние станки были существенной частью надомного мануфактурного производства вплоть до самого конца XIX века. Приказчики регулярно забирали полотно на склады фабрики, где оно доводилось до кондиции.

Не стали исключением и санинцы. В статистических данных 1895 года число ушедших на заработки составляло одну пятую от общего числа мужчин села, включая младенцев. Да и остававшиеся на местах, надо полагать, не сидели дома, сложа руки. Искусные ремесла развивались и на дому. На суздальских базарах распродавались и керамика, и изделия из дерева, и многое другое. Разнообразие занятий выработалось задолго до памятного 1861 года, когда все крестьяне оказались лично свободными. Но и до этого в практике монастырской деятельности часты были случаи отпуска и даже нарочитой посылки крестьян на дополнительные заработки да и просто для исполнения подрядов, заключенных меж монастырем и заказчиком. Искусные мастера, а они водились более всего в монастырских селах, посылались Спас-Евфимиевым монастырем и в близкие и дальние края: от центра страны до самого Урала. Недаром следы влияния суздальских древодельцев и каменных дел мастеров мы имеем по всей Сибири и на Алтае. Такой широкой "экспансии" немало потворствовало и правительство, поощрявшее отходничество. Нелишне заметить, что именно монастыри выступили инициаторами проведения ярмарок, больших и малых, на которые свозились излишки продукции основных занятий и всякого "протчего" ремесла.

К сожалению, мы не знаем, как называлась ранее сгоревшая деревянная церковь в Санино. Но, учитывая традиции преемственности, предполагавшей передачу имени (посвящения) сломанного или сгоревшего храма вновь возводимому, можно предположить, что прежняя церковь была также посвящена свт. Николаю Чудотворцу. Новый храм возвели в последней четверти XVIII века большей частью на средства прихожан. Из их же числа, надо полагать, происходили мастера и рабочие. Благородное каменное и "древяное" дело для селян было не в новинку. Сэкономив на мастерах, а в суздальских селах это было в порядке вещей, значительную часть средств направляли на дорогостоящий кирпич, кровельное железо и другие материалы.

Вот и в Санино мы видим пример рачительности, позволившей благочестивым прихожанам выстроить не заштатно скромный, а довольно внушительный по высоте и объему храм, состоящий из основного четверика, просторной паперти и светлого алтаря.

С северной стороны к церкви примыкает небольшой придел в честь Богоявления Господня. С запада по продольной оси общего строения примыкает высокая колокольня (восьмигранник на нижнем четверике с вытянутым ввысь конусом-свечей завершения). Она же служит входом, воспринимаясь как парадное крыльцо с всходнями по трем сторонам. Крест колокольни высится над округой вровень с главным крестом храма. Вся церковь настолько удачно вписана вобщую архитектонику ландшафта, что впечатление от встречи с ней еще на дальних подступах наполняет душу красотой и восторгом от соразмерности рукотворного и нерукотворного. Впечатление это не изглаживается и вблизи. Трудно удержаться, чтобы царящий над равниной храм не назвать кораблем, уверенно плывущим по безоглядной глади обоих морей: небесного голубого и земного зеленого. Красив храм и зимой, белое в белом...

Основное помещение Свято-Никольской церкви являет собой классический двухярусный куб с окнами, окруженными благородными древнерусскими наличниками с кокошниками. Они несколько контрастируют с новациями конца XVIII века - треугольными фронтонами, охватывающими ширину стен по всем четырем сторонам. Куб завершен объемным восьмигранным шатром, увенчанным небольшой, также восьмигранной, башенкой с великолепной луковкой и крестом. Последние вместе с кровлей башенки отливают золотом, устраивая веселую перекличку в небесах вместе с крестом, луковкой и ее изножьем стоящей рядом невысокой Покровской церкви. К ней примыкает придел ев, пророка Илии. Чудеса позолоты обоих храмов стали итогом умелой масштабной реставрации 2002-2006 годов, т.е. спустя полтора года после образования здесь женской общины во имя святителя Николая Мирликийского.

Вокруг стен Никольского храма расположено несколько примечательных могил. Одна из них особо привлекает внимание. Над мраморным изножьем высится великолепный кованый крест. Здесь покоятся патриарх сих мест на протяжении всей второй половины XIX века - священник о. Антоний (Антоний Димитриевич Декаполитов) и его супруга-матушка Евдокия Александровна. Награжденный почти всеми знаками церковного отличия сельский батюшка священствовал в Санино 52 года, приняв кончину 5 ноября 1892 года. Сколько жизней принял он и проводил на тот свет за свой долгий пастырский путь?! Воистину, перед нами подвиг подвижничества и священнодействия!

Так как Никольский храм изначально строился как холодный, то рядом предполагали со временем возвести зимнюю, отапливаемую церковь, посвященную Покрову Божией Матери, которую и повершили в 1825 году. Это отсюда, с суздальских земель, еще в пору развития посадской архитектуры вошло на Руси в обычай строить по два храма: и зимний и летний.

Скромные по высоте, несколько женственные и пластичные формы Покровского храма с его умеренной рустовкой стен сопрягаются и, как бы, оттеняют возвышенный мужественный лик соседнего Никольского храма. Обе церкви, будто дружная чета новобрачных, перекликаются друг с другом рядом схожих элементов (фронтонами, карнизными поясами, выступами-пилястрами) и в итоге образуют гармоничный ансамбль главных монастырских строений. По внешнему кругу его достойно завершает, включая и сельский некрополь (погост), дворовые постройки и монастырский огород с цветниками, благородная каменная ограда с лирично исполненными святыми вратами и другими входами. Чуть ниже монастырского холма, в долине Уечки, недавно завершили изящное строение над святым источником.

Пространство меж храмами занято большей частью сельским кладбищем. Возможно, кто-то и посетует, что при переходе из церкви в церковь приходится то и дело следовать через могилы с оградами. Нельзя ли, мол, по примеру других монастырей собрать все останки вместе в едином месте, или просто разровнять и поставить всем общий поминальный крест? Да, можно всё. Только нет у Бога мертвых, ибо все живы, а могилы... они в поминание нам о необходимости как можно достойнее пройти оставшийся отрезок земного пути. Где-где, а в монастыре это понимаешь особенно остро,

Как и все храмы на Руси обе церкви пережили в богоборческую эпоху правления большевиков нелегкую жизнь. Зная какими лишениями платили те, кто спасал самоотверженно храмы от разрушения, противостоял их внутреннему и внешнему разорению, поражаешься, чего стоило селянам отстоять свои святыни от наглых притязаний безбожной власти. В Санино, где традиции благочестия и верности православию оказались сильны, обе жуткие волны в 1930-е и 1950-60-е годы государственного терроризма, вандализма и откровенного грабежа не нанесли, к счастью, того урона, что был нанесен повсеместно. Это произошло благодаря самоотверженности причта и местных жителей. Старостами и священниками придумывались мыслимые и немыслимые способы-хитрости, чтоб отвести террор подальше от храма. Особенно изобретательна оказалась тайная монахиня, она же и староста, сестра Ангелина (Семенова), "вовремя" прятавшая от всевозможных комиссий ключи от храмов. И хотя церкви поновлять внутри и снаружи не разрешалось, отчего потихоньку сыпались стены, фрески и рушилась кровля, внутреннее убранство удалось сохранить почти нетронутым. Воистину, чудо! Царство небесное всем "черным" и "белым платочкам - известным и неизвестным санинским подвижницам и подвижникам. Матерь-Церковь и их усилиями устояла на ногах. Обидно, что варварам новейших времен, откровенным ворам и святотатцам, в перестроечное время удалось все же в одну из ночей ограбить храмы, унеся из них 260 икон.

Однако Бог предложил сему месту новых защитниц. Место селян заняли те же безсребреницы, но уже монахини и послушницы.

Свято-Никольская женская община представляет собой пока подворье прославленного Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря. Образовалась она в самом начале III тысячелетия, в октябре 2001 года, из подвижниц, приехавших сюда из разных уголков бывшего СССР, страны, числящейся в нашей памяти по-прежнему большой Российской империей. На начало 2007 года община насчитывала 15 человек, из них 5 монахинь, 3 инокини и 7 послушниц. Самая пожилая, монахиня Фомаида, является местной жительницей. Более сорока лет прослужила она здесь уставщицей прихода и была хранительницей святынь села. Преодолевая сегодня хвори и немощи она участвует во всех службах. С душевным трепетом монахиня вспоминает, как приняла когда-то эстафету от не менее героической женщины, уже знакомой нам монахини Ангелины (Семеновой), принявшей тайный постриг в начале большевистской эпохи и упокоившейся здесь в 1967 году. Сколько мужества и изобретательности проявили они в сталинские и хрущевские гонения вместе с другими подвижниками, дабы уберечь без потерь все великолепие внутреннего убранства обеих церквей.

Венец мученичества стяжал себе в 1930-е годы местный иерей Евгений. Чтоб заставить его отречься от истин православия, палачи мучили его в тюрьме Спас-Евфимиева монастыря. Потом, не добившись желаемого, полуобнаженного священника лютой зимой облили посреди двора ледяной водой. Вот где явился подвиг стояния в Вере!

Не называя всех, труждающихся здесь и обремененных монашескими обетами, скажем, что сама игумения, основательница общины – матушка Ирина приехала в пенсионном возрасте на святую Суздальскую землю из далекой Риги. Необычайно энергичная, цепкая на идеи и конкретные, полезные для монастыря затеи, она прослыла как деятельная, умная и, что важно, терпеливая руководительница. Дух согласия в сестринской общине непоколебим. Помимо поисков благодетелей игумения Ирина решительно ищет и умеет добиваться понимания и помощи от властей всех уровней. Качество не частое и в светских руководителях. Судите сами! Сколько лет страдали местные жители, а потом сестры от гнетущего всех бездорожья! И вот, спустя считанные годы после образования монастыря, при содействии губернатора области Санино ныне связано новой асфальтной дорогой с основной трассой Суздаль – Камешково. Приехать в монастырь сегодня во всякое время не проблема. Надежно добирается теперь до сестер и своей паствы священник о. Вячеслав (Волков). Дважды в неделю для свершения литургии приезжает он из Юрьевца, что под Владимиром. Мечтают санинцы и о прибытии к ним вновь владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Памятный его приезд сюда и красочная служба в 2003 году существенно подвинули ход развернувшихся тогда масштабных восстановительных работ в Санино.

Благодаря щедротам благодетелей здесь отстраивается уникальный уголок русской духовной жизни. Ведутся реставрационно-восстановительные работы по всем направлениям. Работают и трудники, и нанятые специалисты. Да и сами сестры подобны пчелам, без дела не стоят.

Имеются среди инокинь и прекрасные вышивальщицы, швеи и огородницы с тонким чувством земли и возможных на ней цветений. Бог собрал в сей ковчег носителей многих талантов.

В планах деятельной и неуемной игуменьи стоит расширение хозяйства. Учитывая ленивую обработку земель вокруг Санино, следует не в шутку предложить создать здесь целый агро-животноводческий комплекс. Ну, совсем как в прежнее, - вспомните историю Санино! - монастырское время. Подобные прецеденты в России уже имеются. Целыми деревнями переходят под руку сельских батюшек и восстановленных обителей. Много ли может сделать сегодня для поднятия былого престижа села малочисленное ныне его население, большей частью пенсионеры да дачники?! А будет колоситься рожь вокруг – возрадуются тогда, оживут людские сердца, да и ангелам меньше слез придется лить за нас грешных, в большинстве своем, как правильно отметил Пушкин, "ленивых и нелюбопытных".

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Свято-Никольский женский монастырь.

Адрес Свято-Никольской женской обители в Санино: Владимирская область, Суздальский район, с. Санино
Как проехать к Свято-Никольской женской обители в Санино.
Проезд на автомобиле к Свято-Никольской женской обители в Санино : по дороге из Владимира в Суздале поворот направо на Кидекшу. Далее все время прямо (ок. 15 км) до указателя направо на Санино.
Фотоальбом Свято-Никольской женской обители в Санино.
Рассказ о поездке в Суздаль и Санино.
Сайт Свято-Никольской женской обители в Санино : http://sanino.info
Посмотреть на карте яндекса:
Свято-Никольская женская обитель в Санино .

Свято-Никольская женская община представляет собой пока подворье прославленного Владимирского Богородице-Рождественского мужского
монастыря. Образовалась она в самом начале III тысячелетия, в октябре 2001 года, из подвижниц, приехавших сюда из разных уголков бывшего СССР, страны, числящейся в нашей памяти по-прежнему большой Российской империей. На начало 2007 года община насчитывала 15 человек, из них 5 монахинь, 3 инокини и 7 послушниц.

Самая пожилая, монахиня Фомаида, является местной жительницей. Более сорока лет прослужила она здесь уставщицей прихода и была хранительницей святынь села. Преодолевая сегодня хвори и немощи она участвует во всех службах. С душевным трепетом монахиня вспоминает, как приняла когда-то эстафету от не менее героической женщины, монахини Ангелины (Семеновой), принявшей тайный постриг в начале большевистской эпохи и упокоившейся здесь в 1967 году. Сколько мужества и изобретательности проявили они в сталинские и хрущевские гонения вместе с другими подвижниками, дабы уберечь без потерь все великолепие внутреннего убранства обеих церквей.

Венец мученичества стяжал себе в 1930-е годы местный иерей Евгений. Чтоб заставить его отречься от истин православия, палачи мучили его в тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря. Потом, не добившись желаемого, полуобнаженного священника лютой зимой облили посреди двора ледяной водой. Вот где явился подвиг стояния в Вере!

Так как Никольский храм изначально строился как холодный, то рядом предполагали со временем возвести зимнюю, отапливаемую церковь, посвященную Покрову Божией Матери, которую и повершили в 1825 году. Это отсюда, с суздальских земель, еще в пору развития посадской архитектуры вошло на Руси в обычай строить по два храма: и зимний и летний.

Скромные по высоте, несколько женственные и пластичные формы Покровского храма с его умеренной рустовкой стен сопрягаются и, как бы, оттеняют возвышенный мужественный лик соседнего Никольского храма. Обе церкви, будто дружная чета новобрачных, перекликаются друг с другом рядом схожих элементов (фронтонами, карнизными поясами, выступами-пилястрами) и в итоге образуют гармоничный ансамбль главных монастырских строений. По внешнему кругу его достойно завершает, включая и сельский некрополь (погост), дворовые постройки и монастырский огород с цветниками, благородная каменная ограда с лирично исполненными святыми вратами и другими входами. Чуть ниже монастырского холма, в долине Уечки, недавно завершили изящное строение над святым источником.

Не называя всех, труждающихся здесь и обремененных монашескими обетами, скажем, что сама игумения, основательница общины – матушка Ирина приехала в пенсионном возрасте на святую Суздальскую землю из далекой Риги.

Необычайно энергичная, цепкая на идеи и конкретные, полезные для монастыря затеи, она прослыла как деятельная, умная и, что важно, терпеливая руководительница. Дух согласия в сестринской общине непоколебим. Помимо поисков благодетелей игумения Ирина решительно ищет и умеет добиваться понимания и помощи от властей всех уровней. Качество не частое и в светских руководителях. Судите сами! Сколько лет страдали местные жители, а потом сестры от гнетущего всех бездорожья! И вот, спустя считанные годы после образования монастыря, при содействии губернатора области Санино ныне связано новой асфальтной дорогой с основной трассой Суздаль – Камешково.

Приехать в монастырь сегодня во всякое время не проблема. Надежно добирается теперь до сестер и своей паствы священник о. Вячеслав (Волков). Дважды в неделю для свершения литургии приезжает он из Юрьевца, что под Владимиром. Мечтают санинцы и о прибытии к ним вновь владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Памятный его приезд сюда и красочная служба в 2003 году существенно подвинули ход развернувшихся тогда масштабных восстановительных работ в Санино.

Благодаря щедротам благодетелей здесь отстраивается уникальный уголок русской духовной жизни. Ведутся реставрационно-восстановительные работы по всем направлениям. Работают и трудники, и нанятые специалисты. Да и сами сестры подобны пчелам, без дела не стоят.

Имеются среди инокинь и прекрасные вышивальщицы, швеи и огородницы с тонким чувством земли и возможных на ней цветений. Бог собрал в сей ковчег носителей многих талантов.

В планах деятельной и неуемной игуменьи стоит расширение хозяйства.

Сегодня на территории общины для гостей и паломников началось строительство современной, вполне приличной гостиницы. Приезжайте, дорогие богомольцы-паломники! Ждет вас монастырское село Санино с прекрасными храмами, полными дивного убранства (оно одно заслуживает отдельного сказа!), и святая, особо живительная вода. Ждут здесь вас и свидетельства произволений Господних, о которых всуе не говорят, а лишь молча вбирают в душу увиденное, почувствованное. А чудес здесь много.

Возможно и вы, дорогие паломники, как и ваши предшественники и постоянные обитатели монастыря, удостоитесь также стать свидетелями новых проявлений божественных знаков, дающихся нам для укрепы в душе евангельских начал и бесконечной веры в Господа.

История монастыря

В окружении лесов, вдали от шумных магистралей, около речки в Селе Санино, находиться в Суздальском районе Владимирской области в 20 км от города Суздоля, стоит Свято-Никольский женский монастырь.

Тысячи паломников со всех концов России и даже из-за рубежа приезжают сюда, чтобы воочию увидеть чудеса Господни – обновляющиеся фрески, мироточение икон, исцеления от бездетности, помощь в житейских нуждах, помощь в работе и во всем что на сердце вашем, можно испить воды из целебного источника.

С 2001 г. живут в обители монахини во главе с матушкой Ириной, ежедневно одной семьей преодолевая бытовые трудности, восстанавливая храмы, облагораживая территорию вокруг них, встреча паломников и сранноприимников. Здесь большое хозяйство: козы, куры. Монахини выращивают овощи, делают заготовки на зиму для паломников посещающих обитель.

После обращения настоятельницы матушки Ирины к местным властям села Санино ныне связанно новой асфальтной дорогой с трассой Суздоль - Камешково, поэтому добраться сюда можно без особых проблем.

В XVIII веке на месте старой деревянной церкви в Санино были построены два храма, которые существуют до сих пор: храм святого Николая Чудотворца и храм Покрова.

Стены храмов расписаны фресками Васнецовской школы, на которых изображены сцены из Евангелия. Поражают красотой и великолепием иконостасы. Несколько лет назад многие фрески начали самовосстановливаться без участия реставраторов. Мироточат и иконы в храмах. Одна из них – икона с Богом Саваофом, держащим на коленях маленького Иисуса. Есть в монастыре и чудотворная икона Божьей Матери «Утоли мои печали», заступничества которой просят многие приехавшие в Санино, написав записки и отпустив их за стеклянный оклад иконы.

После революции церкви в Санино пережили тяжелые временна. Но благодаря подвижнечеству священников и монахинь, местных жителей они сумели сохраниться. Много сил на благое дело положила монахиня Ангелина. Она спрятала между входными дверями иконы, а ключи от храмов закопала в лесу, отказавшись отдать их.

За это она поплатилась годами лагерей и тюрем. Вернувшись в село, она опять стала служить в храме, завещая и похоронить себя здесь же в Санино. Ключами, которые прятала Ангелина, до сих пор открывают храм… Считается, что в них есть святая сила – их прикладывают к больному месту, читая молитву.

На могиле Ангелины установлен памятник, за ней ухаживают монахи, а памятники идут приложиться к кресту на ее могиле.

Недалеко от храмов стоит небольшой рублевый домик с крестом. Там бьет из-под земли животворный источник. Говорят, что вода в нем лечит разные недуги. Появился ключик почти в то же время, когда в монастыре стали жить монахини. Воду отдали на экспертизу, оказалось, что в ней много серебра. Сейчас воду набирают и пьют, а в домике ей трижды с молитвой обливаются в любое время года.

Целебные свойства воды испытали на себе уже многие паломники, передавая рассказы о чудесном исцелении от разных болезней.

Владимирской области России. Входит в состав Нагорного сельского поселения.

С. Санино. Курган XI века близ села. Распахан.

С 1677 г. Никита Моисеев обучал малолетнего царевича Петра Алексеевича. По словам матери царевича, Натальи Кирилловны, учил «божественной мудрости, страху Божию и благочинному житию», грамоте, чтению по Часослову и Псалтыри, знакомил с Новым Заветом.
Царю Феодору Алексеевичу (старшему брату царевича Петра) на Зотова, как на мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и писании искусного, указал Федор Соковнин. Соковнины придерживались раскола. Обе сестры Соковнина - Феодосья Морозова и Авдотья Урусова еще при царе Алексее Михайловиче за приверженность старой вере были подвергну суровому заключению в земляной Боровской тюрьме, брат Алексей впоследствии казнен за участие в заговоре против Петра.
Ключевский пишет: «Рассказ о том, как Зотов введен был в должность придворного учителя, дышит такой древнерусской простотой, что не оставляет сомнения в характере зотовской педагогики. Соковнин привез Зотова к царю и, оставив в передней, отправился с докладом. Вскоре из комнат царя вышел дворянин и спросил: «Кто здесь Никита Зотов?» будущий придворный учитель так оробел, что в беспамятстве не мог тронуться с места, и дворянин должен был взять его за руку.
Зотов просил повременить немного, чтобы дать ему прийти в себя. Отстоявшись, он перекрестился и пошел к царю, который пожаловал его к руке и проэкзаменовал в присутствии Симеона Полоцкого. Ученый воспитатель царя одобрил чтение и письмо Зотова; тогда Соковнин повез аттестованного учителя к царице-вдове. Та приняла его, держа Петра за руку, и сказала: «Знаю, что ты доброй жизни и в Божественном писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына». Зотов залился слезами и, дрожа от страха, повалился к ногам царицы со словами: «Недостоин я, матушка государыня, принять такое сокровище». Царица пожаловала его к руке и велела на следующее утро начать учение.
На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового спудея и, благословив, посадили за азбуку. Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и «весь убор», в который по уходе государя и патриарха Зотов тут же и перерядился. Началось обучение Петра 12 марта 1677 г., когда, следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет.
Историки Петра иногда винят Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но ведь Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте, и он, может быть, передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных Учителей-грамотеев. Он начал, разумеется, со «словесного учения», т. е. прошел с Петром азбуку, часослов, Псалтырь, даже Евангелие и Апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; Сворили даже, что он мог прочесть наизусть Евангелие и Апостол. Так учился царь Алексей, так начинали учение и его старшие сыновья. Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого прихода. Подобно воспитателю царя Алексея Морозову, Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко.
На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с «кунштами», картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция «потешных тетрадей», в которых изображены были золотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения и «истории лицевыя с прописьми», иллюстрированные повести и сказки с текстами. Все эти тетради, писанные самым лучшим мастерством, Зотов разложил в комнатах царевича.
Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом он...касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, восходил и к более отдаленным временам, Димитрия Донского, Александра Невского и даже до самого Владимира.
Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, предавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает! Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова».
С 1673 по 1677 г. Никита Моисеев - дьяк Челобитного приказа. В этот приказ направлялись жалобы самому государю на всяческие «не правды и обиды», чинимые представителями власти.
По обычаю, такие челобитные подавались царю во время его походов на богомолье или! праздники, они рассматривались и докладывались царю дьяком приказа, а царские решения объявлялись подьячими на кремлевской площади и вручались лично челобитчикам. Приказ ведал также судом над служащими московских приказов от дьяков до сторожей. Потом недолгое время он служил в Сыскном приказе. Приказ занимался сыском беглых крестьян и посадских людей, стремившихся скрыться от исполнения государственных повинностей или от крепости частному владельцу. Сыск беглых - опасное занятие, здесь часто применяли военную силу, служащие в приказе подвергались риску получить увечье при сыске.
С 1678 по 1679 г. Зотов служил во Владимирском судном, с 1679 по 1680 г. - в Московском судном приказах.
С 1681 по 1682 г. в Поместном приказе ведал наследованием, окладами, переводом поместий в вотчины.
В 1681 г., за участие в заключении Бахчисарайского мира с Оттоманской Портой и Крымским ханством Зотов пожалован в думные дьяки. Во время Азовских походов ведал посольскими делами, был с Петром в Воронеже при постройке флота.
Для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих - «учительных людей тихих и не бражников» (по свидетельству дьяка XVII в. Котошихина). Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму требованию, любил выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой, президентом шутовской коллегии пьянства.
В 1690-х гг. юный царь Петр создал «сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор», сделал папой его своего бывшего дядьку и учителя с прозвищем «князь-папа». Из всех начинаний Петра "всешутейший собор" оказался самым долговечным, он существовал во все время царствования Петра I. Кощунственные ритуалы, вводившиеся Петром и им самим разратабывавшиеся, характеризовались постоянством, обязательностью и публичностью, что свидетельствует об их важной роли в политике царя. Само сочетание во «всешутейшем соборе» католических церковных установлений и установлений русской православной церкви символизировало отождествление двух видов «клерикализма» в их противопоставлении царскому единовластью. В это время царь собственноручно обрезал длинные полы русской одежды своих приближенных, отрезал им бороды, простой народ за право ношения бороды должен был платить пошлину. Царь ставил «кумиры», статуи языческих богов, и не все имели силу воли и веры, как святитель Митрофан Воронежский, отказаться войти в царский дворец, украшенный «кумирами», несмотря даже на угрозы от вспыльчивого царя казнить смертью. Петр требовал от своих подданных преодолеть себя, Демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.
Петр составлял и собственноручно писал «чины», т.е. обряды избрания и поставления новых членов «всепьянейшего собора». «Чин подавления всешутейшего патриарха и епископов непосредственно следует за православным чином архиерейской хиротонии». Многие право-равные люди, принуждаемые царем к вступлению во "всешутейший собор" переживали эту церемонию как отступление от веры. Князь И.И. Сванский писал: «Брали меня в Преображенское, и на генеральном Дворе Никита Зотов ставил меня в митрополиты, и дали мне для отречения столбец, и по тому письму я отрицался, а в отречении спрашивали Вместо: веруеши ли? - пьешь ли? и тем своим отречением я себя и пуще бороды погубил, что не спорил, и лучше мне было мучения венец! принять, нежели такое отречение чинить». Эти церемонии были средством устрашения русского общества, они заставили замолчать благоразумных советников молодого царя и открыли дорогу другим насильственным преобразованиям, подрывавшим силу страны. Петр сам сочинил устав, который постоянно изменял.
Он вводил новые по духу праздники, и собрание близких людей, готовых шумно отпраздновать победу, заключение мира, спуск корабля, чьи-нибудь именины, свадьбу и т.д. помогало ему в этом. На этих пирах первенствовал Зотов - «всешутейший отец Иоаникит, Пресбургский, Кокуйский и Всеяузскии патриарх»; Петр был диаконом или протодиаконом; многие члены «coбора» носили названия «владык» того или другого города. И.И. Голикоя в «Деяниях Петра Великого», рассказывая о "всешутейшем соборе" говорит, что Петр «производил мало-помалу в неуважение Патриарх! Российского».
На Святках соборяне ездили Христа славить; сам царь ездил по всем боярам, Зотов посещал купцов. Сохранились известия о нескольких выдающихся пиршествах, в которых принимал участие Никита Моисеевич. 12-го февраля 1699 г., при открытии нового дворца Лефорта шутовское шествие возглавлял Зотов. Смешение кощунственно-пародийных элементов с элементами государствеенной деятельности ~ постоянная черта петровской эпохи. Когда в 1699 г. во время казни восставших стрельцов казнили и cтрелецкого священника, палачом в силу своей пародийной принадлежности к духовному ведомству должен был стать Никита Зотов.
Богослужение было основным содержанием духовной жизни русского человека. Петр же старался вытеснить богослужение на периферию культурного пространства. Это достигалось путем пародийных, кощунственных церемоний, а также противопоставлением веры и обрядов, причем внедрялась мысль, что эти явления соединены лишь условной связью, тогда как для русского человека того времени изменение обряда свидетельствовало об изменении веры. Так, по указу 1718 г. в армии во время походов были отменены посты (говения).
Вводится особый, гражданский культ монарха. В 1704 г., после успешной кампании против шведов, Петр совершил триумфальный въезд в Москву. Tpиумф был совершен по образцу языческих римских церемоний. Русскому народу, привыкшему победу воспринимать как милость Божию к верующему народу, пришлось в специальной брошюре, написании префектом Московской академии Туробойским, объяснять смысл подобных торжеств, и что есть сама триумфальная арка: «Первее, яка сия не суть храм, или церковь во имя некоего от святых созданная, политическая, сиесть гражданская похвала труждающимся о целости отечества своего и труды своими, Богом поспешествуемыми, враги победившим от древних лет... во всех политичных, а не варварских странах установленная...» Пародийные ритуалы Петр вводил в церемонии гражданских торжеств. При триумфальном въезде в Москву в 1710 г., после Полтавской победы, за пленными шведами и частью гвардии ехал шут, Самоедский король, в сопровождении 19 саней, в которых сидели настоящие самоеды. Включение в триумфальное шествие пародийных элементов подчеркивало новую систему ценностей, которую устанавливал победоносный монарх, а именно, его право на произвол и связь победы с этим произволом.
В 1701-1703 гг. Никита Зотов - думный дворянин и печатник Ближней канцелярии. В 1711 г. состоялся сенатский указ "О бытии в канцелярии Правительствующего Сената секретного стола". Велено сохранять в сенатской канцелярии письма, которые будут присылать в Сенат «указом царского величества их милость верховные господа, яко светлейший князь (т.е. князь А.Д. Меншиков), тако адмирал граф Апраксин, генерал-фельдмаршал Шереметев, государственный канцлер граф Головкин, генерал-президент Ближней Канцелярии граф Зотов, государственный подканцлер барон Шафиров и господин Кузма Патрекеев». Далее в том же сенатском указе все эти лица названы «принципалами».
Принадлежность Зотова к «верховным господам» и «принципалам» не избавляла его от шуток Петра, граничивших с издевательством. Так, к Зотову назначен был чтец. В 1712 г. явился в Санкт-Петербург на царский смотр, в числе других недорослей, Иван Карамышев. «И с онаго смотру, - как сказано в «Сенатских докладах и приговорах», - по Его Царского Величества именному указу, велено ему быть при тайном советнике и Ближней канцелярии генерал-президенте Никите Моисеевиче Зотове за укоснением языка его (т.е. вследствие косноязычая) в чтецах». 28-го сентября 1715 г. Петр побывал в доме Зотова, и там Карамышев вновь получил от государя повеление «быть при нем, графе Никите Моисеевиче, по прежнему». Надо обладать особенной изобретательностью, чтобы назначить чтецом косноязычного недоросля и через три года подтвердить свое приказание.
В конце 1713 г. Зотов отпросился у царя в Москву, намереваясь якобы поступить в монастырь. Петр посоветовал ему, вместо того, приискать там жену, и Зотов писал по этому поводу царю, между прочим, Следующее: «а в приезде, государь, нашем (т.е. его и жены) в Петербург, какую изволишь для увеселения вашего государского публику учинить, то радостною охотою вас, государя, тешить готов».
У Зотова были от первого брака (как звали первую жену - неизвестно) трое сыновей: Василий, Конон и Иван. Конон Никитич (видный деятель русского флота), услыхав в конце 1714 г. о тех приготовлениях, которые делались для шутовской свадьбы его отца, был опечален и удручен: с одной стороны, он опасался лишиться наследства, с другой - его возмущало, что старик отец подвергается такому посмеянию. В подкрепление своей просьбы об отмене свадьбы Конон Никитич приводил в письме к царю слова своего отца: «Я бы и рад отречься моей женитьбы; но не смею царское величество прогневать, столько-де стариков собрано для меня, и платья наделано» (в деле о свадьбе Зотова сохранились реестры участников с их подписями в том, что они «указ слышали» и обязуются явиться). Просьба Конона Никитича запоздала он написал Петру 14 января 1715 г., а 16 января должна была состояться свадьба (Никита Моисеевич женился на вдове Анне Еремеевне Стремоуховой, рожденной Пашковой).
Еще 25 сентября 1714 г., по приказу Правительствующего сената, велено прожиточное поместье ее и вотчину, которыми она владела до именного царскаго указа о движя мых и недвижимых имениях 1714г., «справить ныне или после женитьбы за женихом ее, царского величества тайным советником и ближней канцелярии генералом-президентом графом Магнусом Наклеванги Никитою Моисеевичем Зотовым». Когда Петр дал Зотову это прозвище, неизвестно. Месяц спустя в сенатском приговоре о ведении в Ближней канцелярии приходных и расходных книг разных губерний сказани «Объявить в Ближней канцелярии генералу-президенту графу Магнусу Наклеванги Никите Моисеевичу Зотову с товарищи».
В первом случае можно было допустить, что Зотов в шутку назван Магнусом Наклеванги, в связи с предполагавшейся «потешной» свадьбой его, но повторение этого прозвища в сенатском приговоре ясно доказывает, что Петр закрепил за ним приставку, как бы намекавшую на великую способность клевать носом, т.е. на чрезмерную выпивку. При Александре I потомки Зотова предъявили права на графский титул, и он ими был получен.
И.И. Голиков прямо связывает устройство возбудившей всю столицу свадьбы "князя-папы" с решением Петра уничтожить патриаршество и учредить Синод. 12 декабря 1714 г. Петр приказал всем лицам, назначенным присутствовать на свадьбе Зотова, явиться в дом секретаря Волкова на Васильевском острове в костюмах. Обрученная чета шла пешком, поддерживаемая четырьмя старцами; впереди выступали в качестве скороходов, четыре мужика, до такой степени тучных и неповоротливых, что, в сущности, сами они нуждались в вожатых. Царь находился среди поезжан в матросском платье.
Треск, свист орудий слился с колокольным звоном, и получился невообразимый шум. Для венчания Зотова был выписан из Москвы священник Архангельского собора, имевший более 90 лет от роду. Из церкви, тем же порядком, шествие направилось в дом новообвенчавшагося "князь-папы". Молодые (по свидетельству кн. П.В. Долгорукого, Никите Моисеевичу было лет восемьдесят) усердно потчивали гостей разными напитками. На улицах выставили для народа бадьи с вином и пивом и разныя яства. На другой день возили молодых по городу, в предшествии всех участников свадебного торжества.
Вот что говорит относительно этой свадьбы известный русский историк Соловьев: «Свадьба Зотова заслужила особенное внимание: одни вооружаются против неприличия этого торжества, другие стараются оправдать его, и вообще хотят видеть здесь насмешку над патриаршеством, желание унизить сан, который хотелось уничтожить. Но мы знаем, что это была просто игра в короли, папы и патриархи, игра, понятная при тогдашнем состоянии юного общества. Зотов назывался Кокуйским патриархом еще тогда, когда настоящий патриарх был в Москве, когда, по всем вероятностям, не западала еще мысль об уничтожении патриаршества; теперь этот Кокуйский, шутовской патриарх вздумал жениться и свадьбу его отпраздновали, приличным его званию образом.
Если предположить, что Петр хотел насмеяться над патриаршеством, то надобно предположить, что он хотел насмеяться и над своею собственною царскою властью, потому что у него был и шутовской Пресбургский король, впоследствии кесарь; по смерти старика Зотова шутовское патриаршество упразднилось, но остался князь-папа в соответствие князю-кесарю».
Зотов умер в 1717 г., и в конце этого года, перед избранием нового "князь-папы", Петр обратился от лица собора со следующей просьбой к "князю-кесарю" И.Ф. Ромодановскому, возведенному в это звание по смерти отца: «Великий Государь Князь Цесарь Иван Феодорович! Известно вашему величеству, что отец ваш и богомолец великий князь-Папа, всешутейший Аникита от жития сего отъиде, и наш сумасброднейший собор остави безглавен; того ради, просим ваше величество призрети на вдовствующий престол избранием Бахусоподражательного отца». В "князь-папы" был избран Петр Иванович Бутурлин, за второго и вышла потом замуж вдова Никиты Моисеевича Зотова, Анна ^Ремеевна. Утверждая свое единовластие, Петр последовательно искореняет память о симфонических отношениях светской и духовной властей. Так, в присяге членов Синода они исповедуют «с клятвою Крайнего Судию Духовной сей Коллегии быти Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего».

От Н.М. Зотова Санино перешло к сыну, Василию Никитичу Зотову, ревельскому коменданту, потом генерал-ревизору сената (с 1715 г.). На него были возложены Петром I обширные обязанности, но не даны средства их исполнения. Он должен был надзирать за деятельностью администрации вне Сената, не имея никаких подчиненных органов надзора, канцелярия Сената была для него недоступна, поэтому его деятельность в Сенате свелась к получению от сенаторов и передаче Петру составлявшихся ежемесячно отчетов об указах Сената.
В Сенате Зотов не имел никакого авторитета. В 1719 г. Василию Никитичу было поручено руководство подушной переписью, с 1725 г. он - президент Московского надворного суда, в 1727 г. - казанский губернатор. Скончался в чине генерал-майора в 1729 г.
От сына В. Зотова Никиты Васильевича (1710-1738), женатого на Анне Логиновне, урожденной Эйхлер, Санино перешло к его сыну, полковнику Ивану Никитичу Зотову (1738 - после 1782), женатого вторым браком на Маргарите Францевне (ум. 1820). Их сын Никола Иванович (1782-1849) - отставной гвардии полковник, действительный статский советник.

В конце XIX века д. Санино входила в состав второго стана Аргуновской волости, в деревне числилось 118 дворов, имелась деревянная часовня, действовала народная школа, хлебный магазин, винная и чайная торговые лавки.
В 2010 году численность населения – 72 муж. и 83 жен., всего 155 чел.

Санинский приход
Храм Черниговской иконы Божией Матери

Невдалеке от Аргунова, в деревне Санино, в XIX в. стояла деревянная часовня с древними иконами Спасителя и святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
В 1890 г. был построен каменный храм Черниговской иконы Божией Матери.
В приходе села Санина Кружок ревнителей православия открыт 12 июля 1915 г. под покровительством святителя Николая, Мирликийского чудотворца. В кружок вступили 8 человек мужчин и 3 женщины. Членские взносы определены от 1 до 5 рублей. Собрано пожертвований 45 рублей на приобретение книжек религиозного содержания для чтения их народу. По воскресным и праздничным дням в доме псаломщика читал крестьянин Александр Артемов.

Санинское училище , Аргуновской волости, в деревне Санине. Основано обществом в 1874 г. От приходской церкви в 4 в. Ближайшие училища: Кашинское в 3 в., Финеевское - 3 ½ вер. и Аргуновское - 4 вер. Помещение общественное, деревянное, отдельное; светлое, но холодное; квартира учителю есть; классных комнат одна - длиной 7 ½ , шириной 7 ½ , вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно - на 132 руб. 77 к. Библиотека есть: 232 соч. - 289 том. Земли нет. Законоучитель и учитель Михаил Белтов, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881 г. Попечитель крестьянин Михаил Антонов; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 32 м. и 10 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей. 2 м. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 3 мал. и 4 дев. К 1-му января 1884 года состояло 27 мальч. и 14 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7 - 8 лет. - 1, 8 - 9 лет. - 4, 9 - 10 л. - 8, 10 - 11 л. - 11, 11-12 л. - 11, 12 - 13 л. - 4, 13 и выше - 2. Из учащихся: 38 из д. Санина и 3 - д. Шиботова в 1 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от минист. народн. просвещ. 20 руб., от земства 230 руб. 50 к., от общества 130 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 70 р.; жалованье - законоучителю и учителю 276 р., ему же наградных 20 р.; на книги и учебные пособия 14 р. 50 к. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказало 3. Учебный год с 8-го сентября по 7-е мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 5 ½ - 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в I отд. - по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 15, по арифметике - 5; во II отд. - по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 15, по Славянскому языку - 1, по арифметике - 5; в III отд. - по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 14, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 - 4 ½ г. Не окончившие курса учились до 3 лет. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».

В с. Санино 25 марта 1887 г в семье сельского плотника Ивана Андреевича Артемова родился мученик за веру Иван Артемов. Получив техническое образование, Иван Иванович многие годы работал строителем, специалистом по сметам. Переехав на работу в Москву, он продолжал поддерживать отношения с жителями родного села, где его знали как глубоко верующего и благочестивого человека.

В 1935 г. местные власти в с. Санино сделали попытку закрыть храм, по причине того, что старая церковная двадцатка распалась, но это тут же было опротестовано верующими, была собрана новая двадцатка, куда вошел и Иван Артемов.
Члены двадцатки отправили жалобу в Областной исполнительный комитет, и тот, рассмотрев ее, нашел все просьбы верующих законными и отписал в местный исполнительный комитет, чтобы немедленно открыли церковь, зарегистрировали священника и не чинили «общине препятствий к выполнению ею своих религиозных потребностей». Храм в селе был открыт, но поскольку община попала в трудное материальное положение, - так как ей пришлось платить налоги, несмотря на то, что службы в храме не совершались, - то Ивана Ивановича попросили оказать помощь храму и собрать у православных знакомых в Москве какие-нибудь средства, что было с успехом им выполнено. Впоследствии это было поставлено ему в вину.
В Москве в квартире Ивана Ивановича зачастую жили священники из закрытых храмов, оказавшиеся без места, монахи и верующие, а также и в его доме в селе жил священник. На это обратили внимание сотрудники НКВД, которые скоро выяснили, что он ведет среди строительных рабочих религиозные беседы, а также собирает деньги для храма. Этого было по тем временам вполне достаточно для ареста, и 22 августа 1937 г. Иван Иванович Артемов был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В начале сентября следователь, чтобы собрать материал, допросил его соседей по квартире, а после этого допросил и самого обвиняемого.
- Следствию известно, что вы в контрреволюционных целях обрабатывали рабочих в религиозном духе, проповедовали, что у власти скоро будет везде фашизм, а советскую власть надо перестрелять. Признаете вы себя в этом виновным?
- Против советской власти я ничего не говорил и виновным себя этом не признаю.
- Находясь в Москве на постоянном жительстве, почему вы собирали деньги на восстановление церкви, что вас заставляло?
- Я по временам бывал на родине, и меня там знали как очень религиозного человека.
7 октября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила Ивана Ивановича к расстрелу. Иоанн Артемов был расстрелян 14 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой.

На околице д. Старово, на дороге из Санино в Ильинское сохранилась придорожная часовня.

Учебно-показательная мастерская в с. Санино Покровского уезда

По постановлению очередного губернского земского собрания сессии 1911 г. в с. Санино, Аргуновской волости, Покровского уезда, Владимирской губернии, была учреждена учебно-показательная мастерская по мебельно-столярному промыслу. Открытие мастерской произошло 15 сентября 1912 г. в наемном помещении, снятом у кр. И.П. Ушанова. Размер помещения для мастерской 15х8 арш. не позволил принять всех желающих обучаться столярному ремеслу. В число учеников было принято всего 16 человек, при чем 2 из них были из д. Родионова, остальные из с. Санина. Все ученики окончили сельскую школу. На должность заведующего был приглашен окончивший ремесленное училище В.С. Червяков, а на должность мастера Н.Я. Холщевников.
В начале деятельности мастерской было приступлено к обучению учеников приемам работ, при чем обучение велось главным образом на изделиях и только в самом начале было учениками сделано несколько программных работ. Кроме обучения ремеслу, в мастерской ученикам сообщались сведения по черчению, рисованию и технологии ремесла.
На теоретические предметы было употребляемо 10 часов в неделю. Обучение велось по программе, которая, несколько в измененном виде, чем было принято в 1912 г., помещена в конце настоящего отчета. Оборудование мастерской в 1912 г. было произведено только отчасти: было куплено 2 токарных станка куплены в , 14 верстаков и потребный мелкий инструмент куплен у Московской фирмы бр. Линдеман. Оборудование за теснотой помещения закончить было невозможно.
Из сработанных учениками изделий часть пошла на оборудование мастерской, другая была вместе с изделиями мастера продана на Владимирской выставке ( 1912 г.) и помещена в кустарный музей.
Что касается сношений с взрослыми кустарями, то в 1912 г. такого рода деятельность мастерской проявилась довольно в слабой степени: было передано кустарям несколько заказов, исполнение которых совершалось под наблюдением и руководством мастерской.
С 20 октября мастерская открыла вечерние занятия для взрослых кустарей два раза в неделю. Число посещающих кустарей было 3 человека. Такие занятия предполагалось вести сначала регулярно, но так как кустари заняты исполнением текущих дел и от них отвлекаться не хотели, ввиду хотя бы и временной потери заработка, то от этой мысли пришлось отказаться и заменить регулярные занятия с взрослыми подачей советов кустарям при исполнении ими заказов на мастерскую и в тех случаях, когда это было нужно кустарю.
На оборудование и содержание Санинской мастерской получено пособие от отдела сельской экономии. Постройку зданий предполагалось осуществить в 1913 г.

Счет материалам:
В 1912 г. куплено материалов – 364 руб. 95 коп.
В 1912 г. израсходовано материала на изделия, изготовленные в мастерской и кустарями – 135 руб. 40 коп.
Осталось в мастерской на 1 января 1913 г. – 229 руб. 55 коп.

В 1912 г. изготовлено изделий в самой мастерской:
Из них для мастерской – 39 руб. 55 коп.
Отправлено на выставку во Владимир – 57 руб.

Программа по ремеслу

I класс.
1. Упражнение в пилении вдоль и поперек волокон по прямой и кривой линиям на негодном материале.
2. Упражнение в строгании бруска под рейсмас, долбление в нем проушек, сверление на нем разных дыр.
3. Простая табуретка.
4. Смотря по силам ученика стол простой с одним или двумя ящиками или кухонный со шкафиком.
5. Скамейка ножная, ножки щитовые загнаны в наград, кругом полированы, травлены в какой-либо цвет.
6. Токарные работы: цилиндр, конус, 5 шт. ручек для инструмента, две штуки балясины.
7. Что либо из ящичной мебели: тумбочку ночную, простой висячий шкафчик, кабинетные шкафчики и пр., кругом полировано и травлено.

II класс.
1. Токарная работа, круглый столик, висячая этажерка, стоячая этажерка, стул точеный, стол с точеными ножками и т.п., хорошей отделки.
2. Токарная работа по внутренней точке: солонка-вазочка, перочистки, чернильницы и т.п. мелочь из корельской березы, липы или других подходящих деревьев.
3. Фанеровочная работа среднего размера: салонные шкафчики, коммоды, ломберные столы, серванты и т.п., чистой работы.
4. Упражнения в простой резьбе.
5. Крупная вещь: гардероб, буфет, книжный шкаф, письменный стол и т.п., с резьбой чистой работы, хорошего дерева. Вещи даются по большей части двоим – троим ученикам.

III класс.
Работы по заказам; приучить к скорому исполнению при хорошей работе.

Черчение

I класс. 3 часа в неделю.
1. Несколько чертежей, имеющих целью приучить ученика к правильному владению чертежным инструментом.
2. Геометрическое черчение, пройти все задачи, могущие встретиться в ремесле, как-то: восстановление перпендикуляра, деление линий пополам и на произвольное число равных частей, проведение параллелей, построение основных фигур, вписать и описать окружность в квадрате, треугольнике, делить угол пополам на три части и проч.
3. Простейшие чертежи с мебельной натуры в 3-х проекциях с разрезами в натуру карандашом и тушью.

II класс. 3 часа в неделю.
1. Техническое черчение: двери, окна, мебель мелкая и крупная с натуры по относительным размерам и в масштабе, по большей части карандашом, по одному или двум чертежам тушью, с разделкой разрезов краской.

III класс. 3 часа в неделю.
Рабочие чертежи своих работ в натуру, с разрезами на проекциях, с экономией в месте.

Рисование

I класс. 3 часа в неделю.
1. Рисование с доски упражнений в проведении линий от руки, деление их на глаз на части; то же с углами.
2. Зарисовывание с доски простых прямолинейных и плавно кривых розеток, цветков, консолей и пр.
3. Рисование со стенных таблиц.
4. Зарисовывание в перспективе простейших тел с оттушовкой.
5. Зарисовывание предметов, по очертаниям близким к геометрическим телам: табуреток, шкатулок, балясин, ножек и т.п. с соблюдением перспективы и оттенков.

II класс. 3 часа в неделю.
1. Рисование с натуры частей мебели: карнизов, пилястр, капителей, ножек, верхушек и т.п.
2. Рисование возможно больше с натуры резьб по мебели, резных карнизов, ножек, филенок и т.п.
3. Рисование их же с атласов, увеличивая по фотографиям до натуры.
4. Сочинения по резьбе в заданном очертании вещи.

III класс. 3 часа в неделю.
Самостоятельное рисование карнизов и резьбы, под руководством заведующего для своих работ с необходимостью композиций при составлении тех или других деталей.

Технология дерева

I класс. 1 час в неделю.
1. Различные породы дерев и их разделка на продажу. Свойства дерева, пороки дерева.
2. Хорошие качества инструмента. Америк. инстр.
3. Различные вязки дерева: наращивание в длину, сплачивание в щипы, вязка под углом.
4. Способы борьбы с короблением и растрескиванием дерева: сушка естественная и искусственная, шпонки, рейки, филенки.
5. Полировка, вощение, покрывание золотом.

II класс. 1 час в неделю.
1. Конструкция мебели: мебель для сидения; столы: простой клапанный, раздвижной, ломберный, письменный, биллиардный, маленькие столики; мелкая ящичная мебель: шкатулки, ночные тумбочки, шкафчики, коммоды, умывальники и т.п.; гардеробы, книжные шкафы простые и наставные, буфеты, посудные шкафы, приборы и украшения на мебели, с понятием о стилях.
2. Обработка дерева на станках: выгодах механической обработки дерева. Возможные применения механических станков в условиях кустарного производства.

Деятельность мастерской в 1914 г.

1. В мастерскую принимаются ученики, окончившие начальное училище, в возрасте от 13 ½ - 14 лет. К концу 1913-1914 уч. года было в 1 классе – 7 человек, во 2-м классе – 11 человек. Из них, за летние каникулы, ушло на заработки двое – один из 1-го класса. 1 из 2-го класса. Принято вновь в 1-й класс – 3-е на резное и 5 на столярное отделение. Всего на 1 января состоит учащихся: в 1 классе – 3 резчика и 5 столяров, во 2 классе – 6 столяров и в 3 классе – 10 столяров, всего 24 человека. Отсутствие резчиков в старших классах объясняется тем, что резное дело преподается в мастерской с мая 1914 года. Ученики все приходящие.
2. Заведующий мастерской окончил среднее механическо-техническое училище, имеет звание техника по механическому делу. Мастер-столяр – выучился ремеслу у отца столяра, вел свое дело, служил столяром в колонии малолетних преступников Владимирского губернского земства.
Мастер-резчик выучился в частной мастерской, работал в качестве сдельщика в мастерской Московского губернского земства в Сергиевском Посаде.
3. В курс мастерской, кроме непосредственного обучения ремеслу, входят – черчение, рисование и технология ремесла. С февраля 1915 года предполагается ввести начала счетоводства.
4. Выпуска учеников еще не было.
5. Мастерская своими посредническими операциями обслуживает, главным образом, два селения – с. Санино и дер. Радионово. В селе Санине кустари делают стулья, столы и совки; нуждаются, главным образом, в белом материале – березе и сосне, каковой употребляют отчасти свой, отчасти покупают у тех же лесоторговцев, что и мастерская. Нужда в клее и фанерных сиденьях, сравнительно, невелика и удовлетворяется местными торговцами. Дуб для столов выписывается самими кустарями непосредственно из Москвы, рядовой, без выбора. Так что в этом селении кустари не чувствуют потребности в посредничестве мастерской по заготовке материала, ибо мастерская не имеет возможности заготовить хороший материал – дешево и рядовой – дешевле, нежели это делают сами кустари, так как пользуются тем же рынком, что и они. Если здесь и было посредничество мастерской, то оно было случайно и очень невелико по размерам и впредь едва-ли пойдет далеко.
В Радионове же делают, главным образом комоды и отчасти гардеробы и буфеты. Все это оклеенное, чаще орехом, изредка дубом. Фанеру до сих пор кустари покупали сами в Москве, а так как этот товар требует личного выбора, неудобен в перевозке при малом количестве и не всегда есть на складах Москвы требуемого сорта, то здесь вмешательство мастерской должно было найти сочувствие. И действительно, когда мастерская в приобрела в конце февраля 500 штук фанер кавказского, ореха, то к 1 сентябрю у нее их оставалось лишь 130 фанер, при чем эти 370 фанер на 89 руб. 33 коп. были куплены 5 домохозяевами, из 9-ти, всегда занимающихся в Радионове ремеслом. Сравнительно небольшая цифра фанеры объясняется тем, что к февралю она у многих из кустарей уже была закуплена, а время шло к лету, наиболее тихому по сбыту времени года. С осени, вероятно, эта цифра повысится, если пойдут дела, приостановленные войной. На очереди проба по продаже из мастерской клея, лаку и политуры, в Радионово, а отчасти и в Санино.
6. До 1 сентября через мастерскую получили заказы 15 человек кустарей, 10 человек из Санина и 5 – из Радионова, всего на сумму 1908 руб. 76 коп. Кроме того в самой мастерской в качестве сдельщиков работают с июня месяца двое кустарей, при чем ими к 1-му сентября сделано на сумму 374 руб. 76 коп. Затем, ввиду спешности заказа по оборудованию лазаретов, мастерская в летнее каникулярное время сдала ученикам 3 класса 60 шт. столиков и 10 шт. кроватей на сумму 103 руб. 80 коп.
Таким образом всего 17 кустарями и 10 учениками к 1-му сентябрю при посредничестве мастерской сделано столярных работ на сумму 2387 руб. 32 коп.
7. Изделия кустарей мастерская сбывает, главным образом, через кустарный отдел Владимирского губернского земства. Так из общей суммы проданных изделий кустарей в 2313 руб. 82 коп. кустарному отделу сделано на 1479 руб. 44 коп., акционерному обществу «электропередача» на 256 руб., почтовому ведомству на 291 руб., Покровской земской управе на 124 руб. и разным лицам на 163 руб. 38 коп.
Несколько в другом положении изделия учеников. Во-первых, большой % их удержан на складе мастерской, в качестве показательных изделий; затем из числа списанных в расход на сумму 245 руб. 30 коп., на 91 руб. их осталось в инвентаре мастерской, на 86 руб. 80 коп. продано разным лицам и лишь на 67 руб. 50 коп. отправлено заказчикам через кустарный отдел. Из этого видно, что значительную часть ученических изделий поглотила сама мастерская, как недавно возникшая и понемногу пополняющая свой инвентарь. Но к 1 сентябрю эта статья почти исчерпана и в скором времени и здесь превалирующая роль в сбыте перейдет пока, вероятно, к кустарному отделу. Вообще же в деле сбыта изделий мастерской, намечаются, как рынки,- земские и городские учреждения гг. Покрова, Киржача, Богородска, мебельные лавки Орехова, Богородска и окрестные жители; но пока связь с ними еще очень слаба, кроме последних и кустарного отдела.
8. Скупщиками изделий кустарей являются, во-первых, некоторые из самих кустарей, имеющие постоянный рынок, производящие товар в порядочном количестве, посредством нанимаемых рук и попутно прикупающих товар у кустарей, коим не хочется возиться с доставкой его и поисками скупщика. Иногородними же, так сказать, скупщиками являются мебельные магазины Орехова, Богородска, Струнина, Павлова-Посада.
Изрядное количество стульев и столов из Санина продается кустарями-скупщиками на базарах, упоминаемых фабричных центров. Определить насколько, какие скупщики забирают товара у кустарей не представляется пока возможным; приблизительно же все 60 человек кустарей за год выпускают изделий на сумму 30000 руб., каковые расходятся по базарам и скупщикам.
Причем в эти цифры включены и работники и хозяева, взрослые и подростки, совочники и стуловники и комодники.
9. Мастерская открыта с 15 сентября 1912 года в наемном помещении и с 15 сентября 1913 г. перешла в свое собственное.
10. Расход по содержанию распределяется между отделом сельской экономии и сел.-хоз. статистики дающим ½ его, Владимирским губернским земством дающим 1/3 и Покровским уездным 1/6 часть. Выражается он за год 1914 г. в сумме 4940 руб. 52 коп.
«О расширении помещений Санинской учебно-показательной мастерской Покровского уезда, Владимир. губ.
В губернскую управу поступит журнал заседании попечительного совета с запиской члена его Д. А. Угрюмова от 27-го июня 1917 года.
В означенном своем собрании попечительный совет мастерской, обсуждай вопрос о характере работ выпускных учеников, нашел, что все они имеют одну общую черту, они все работы «ученические», т.е. носят на себе следы еще не твердой руки, неопытного глаза и робкого исполнения.
Желая стереть эти характерно ученические черты в исполнении работ оканчивающими мастерскую, совет пришел к заключению, что самое лучшее средство для этого продержать еще год их при ней, но уже не в качестве учеников, а в качестве платных сдельщиков, ответственных за свою работу материально. Причем этот год работы в мастерской в качестве сдельщика сделать, конечно, обязательным. Весьма возможно, что некоторые взрослые кустари могли бы в этом отделении временно наряду со сдельщиками учениками быть занятыми изготовлением тех или иных работ, как с целью усовершенствования приемов в работе, так равно в повышения продуктивности мастерской в исполнении заказов.
Но для осуществления этой меры необходимо увеличить число верстаков на 10 - 12 штук, а это не возможно без расширения помещений мастерской.
Обсуждая дальше вопрос об этом расширении, попечительный совет нашел, что и квартиры при мастерской малы. Кроме того квартир устроено две, а штатных должностей при мастерской три, так что одному из мастеров квартиры нет. Посему, разрабатывая план расширения помещений мастерской, совет указал, что расширение должно идти в этих обоих направлениях, т.е. нужно увеличить площадь рабочих помещений, расширить квартиры, устроив третью из них и выстроить для них службы.
В данное время помещения мастерской состоят из одноэтажного каменного корпуса самой мастерской и двухэтажной к нему каменной пристройки, внизу коей помещается сушильня и чертежная с резным отделением, а вверху квартиры. Для магазина мебели и сторожки выстроено особое деревянное здание. Из служб для квартир есть лишь общий погреб и коровник на одну корову.
Из данного расположения рабочих помещений мастерской естественно явилась мысль, что для увеличения их удобно приложить и с другой стороны корпуса мастерской двухэтажную каменную пристройку, идентичную с имеющейся в данное время.
Кроме того при этом пришлось бы сделать прируб к деревянному зданию мебельного магазина в 10x8 арш., и построить рубленый сарай для квартир.
Мысль эта однако была оставлена, в виду того, что постройка обошлась бы по нынешним ценам весьма дорого около 30 000 руб.
Вся перестройка, прежде способная уложиться в сумме около 13 000 руб., теперь, потребует затраты капитала около 30000 руб.
Правда при этом, все назревшие, больные вопроси мастерской будут радикально излечены: рабочие помещения будут достаточно просторны, расположены все в нижнем этаже одного здания (кроме чертежной), кабинет заведывающего расположен посредине их и надзор за ними, поэтому может им вестись между делом. Квартир будет три и все они достаточно велики и снабжены необходимыми надворными постройками: поглощающий колодец выгреба не будет портить питьевой воды. При сторожке будет ночлег для дальних учеников, в чем сейчас тоже очень острая нужда. Но все эти удобства обойдутся не дешево.
Посему была разработана другая схема расширения помещений мастерской, которая правда не давала бы всецело всех удобств, но все же приближалась бы к ним и стоила бы подешевле.
Для этого как каменное здание мастерской, такт, и деревянное для мебельного магазина оставлены нетронутыми, но второй этаж каменного здания на половину очищен от квартир и занят чертежной. Таким образом мастерская увеличена за счет помещения нынешнего чертежного класса, а кабинет заведывающего получен из нынешней раздевальной.
Что же касается квартир, то одна из них помещена, по-прежнему, вверху каменного здания, а для двух других, а также для ночлежки и комнаты для приезжающих выстроено особое деревянное двухэтажное здание.
Службы для квартир построены и переделаны так же, как и в первой схеме, так что стоимость этого прежняя - около 1500 р.
Новое же деревянное здание будет размером 7X4Х4 сан. всего 112 куб. сажен. Полагая прежнюю стоимость куба такого здания в 45, а теперешнюю на 15 % дороже значит, около 115 руб., получим его современную стоимость около 13000 руб. Так что вся перестройка по этой схеме обойдется не более 15 тыс. рублей.
Губернская управа, присоединяясь к проекту расширения Санинской мастерской согласно предположений попечительного совета и считая означенное расширение целесообразным, полагает однако, что практическое осуществление его надлежит произвести в 1918 г. уполномочив губернскую управу возбудить ходатайство об отпуске пособия от министерства земледелия к началу 1918 г. в размере половины стоимости построек и дополнительно оборудования…»

Вчера собрались таки в Санино. Собственно, мне оно не нужно было, я за компанию и в качестве штурмана поехала, нужно было Наталье с Лёшей - они хоть и не женаты ещё, но уже хотят ребёнка и даже пробуют его заполучить, но всё никак. А в Санино есть икона "Отечество", которая, по слухам, помогает тем, у кого проблема забеременеть. Вот мы и поехали.
Санино от Владимира примерно в 45 км, на машине-то вообще ни о чём. Ехать одно удовольствие: кругом такая красотища, Суздальское ополье (уникальный природный ландшафт), сам Суздаль (привет, ЮНЕСКО!), дальше - Кидекша (снова привет, ЮНЕСКО!), ну и хорошие люди рядом, конечно.
И вот приехали, монастырь показался из-за деревьев:


Сам монастырь не большой, женский, потому не очень ухоженный, а местами даже совсем бедно смотрящийся. Кстати, отметила для себя тенденцию: мужские монастыри почти всегда более чистые, опрятные и красивые, нежели женские. Ясно, что женщина не может сделать некоторую мужскую работу, но хлам убрать и цветов насадить, думаю, в состоянии, но нет, не вижу я этого в женских монастырях.
Финансирование у монастыря, к слову сказать, не плохое, потому что благодаря этой иконе сюда с недавних пор потянулись толпы туристов и паломников. В обители быстро сориентировались и добавили к чудотворной иконе легенду про старые монастырские ключи, которые якобы излечивают от болезней. Я к этим рассказам, к своему стыду, отношусь скептически, потому как особой ауры благодатной не чувствую в Санино. Но я могу ошибаться.

Вот и в этот раз моему скептицизму была подкормка. Приехали мы не рано, после обеда уже, и естественно, что служба уже закончилась. Зашли в летний храм, купили свечек и отправились в храм зимний, где и находится нужная нам икона. Дернулись - храм закрыт. Я обратно в летний, спрашиваю у сидящей там бабульки-монахини: "А почему закрыто? Мы ради этой иконы ехали специально". А она мне: "А вот закрыто, а ключей у меня нет, не знаю, кто вам откроет, идите поищите кого-нибудь". И вижу, граждане, врёт! Я ж в 99% случаев враньё-то вижу, ничего не могу с этим поделать. А тут, вроде, приятная бабулька, монахиня, святой человек - и врёт!!! Глядя мне в глаза! Я перепроверила ощущения - точно, врёт. Да ёпрст! Возмутилась, а она одно: "Нет ключей, не знаю, у кого есть".
Я вышла, руками развожу. Наташка моя расстроилась. Ладно, говорю, свечи в руках, пошли тут помолимся, какая разница, всё едино туда отправится посыл. Про себя думаю: "Вот бы сейчас группа приехала или ещё что произошло, и церковь открыли". И точно! Пришёл какой-то МЧСник и ему бабка ключи выдала-доверила! И мы под это дело с ним просочились в зимний храм, куда нам и надо было.

Здесь атмосфера получше, чем в летнем, большом храме, не знаю даже почему. В общем, помолились мы: Наташка с мальчиком своим о ребёнке, я - за них же и за своё семейство о здоровье. И довольные пошли на источник.
Источник возле монастыря имеется. Вода хорошая, хоть на вид и не сильно прозрачная. Можно пить, можно окатиться из ведра, окунаться некуда, правда. У источника очередь. Мы отстояли, набрали воды, а Наталья с Лёшей ещё и окатились (Наташка в первый раз такую процедуру поимела - эмоций было много:)).
Короче, вот так вот и съездили, с двойственными для меня чувствами.

А на обратной дороге я ещё и Кидекшу щёлкнула из окна авто:

Статьи по теме: