Фараоны и их жены. Возвращение на родину

Ответ:

В Коране сообщается о том, что она нашла Мусу (алейхи салям) и взяла его во дворец. В год рождения Мусы (алейхи салям) фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков сынов Исраилевых.

По повелению Аллаха Всевышнего, мать Мусы положила его в ящик и опустила в воды Нила. Когда ящик с ребенком проплывал мимо дворца фараона, его нашли служанки и принесли ей. Увидев ребенка, сердце Асии наполнилось любовью к нему. И несмотря на сильное желание фараона убить этого ребенка, Асия воспрепятствовала этому, и сумела уговорить фараона оставить ребенка себе.

Несмотря на то, что Асия (радыйаллаху анха) была женой такого нечестивца и негодяя, как фараон, она являлась женщиной, уверовавшей в Аллаха Всевышнего. Благодаря тому, что она была верующей и взяла под свою защиту Мусу (алейхи салям), Аллах Всевышний даровал ей высокую степень. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самыми достойными из женщин Рая будут Хадиджа бинти Хувайлид, Фатима бинти Мухаммад, Марьям бинти Имран, и жена фараона – Асия бинти Музахим» (Ахмад ибн Ханбал, Хаким).

Асия была очень искренней и стойкой в своей вере женщиной. Когда наступало время поклонения, она находила предлог чтобы уединиться в своей комнате и там тайком совершала поклонение Аллаху.

На протяжении долгого времени скрывала свою веру и поклонение. Последней каплей стала зверская казнь фараоном жены Изекиля. Асия видела из окна дворца, с какой жестокостью была казнена эта женщина.

Асия видела, как к жене Изекиля снизошли ангелы и забрали ее душу, и то, каких благ она удостоилась, и это еще больше укрепило веру Асии. И в этот момент в комнату Асии неожиданно вошел фараон и стал ей рассказывать о том, как была жестоко казнена жена Изекиля. Когда он закончил свой рассказ, Асия (радыйаллаху анха) сказала ему:

«Горе тебе, о, фараон! Как ты только осмеливаешься выступать против Аллаха, подвергая мучениям уверовавших?».

Не ожидая услышать подобного, фараон сказал: «Неужели одержимость той женщины, которая была казнена, охватила и тебя?».
Асия ответила: «Нет! Она не была одержимой, и я не являюсь таковой. Знай, что я уверовала в Аллаха – Господа миров».

Фараон сказал Асие: «Либо ты отвергнешь Бога Мусы, либо умрешь в страшных мучениях».

Но Асия была тверда в своей вере и отвергла предложение фараона. И тогда по приказу фараона Асия (радыйаллаху анха) была замучена до смерти. На это в Коране имеются следующие указания:

«Аллах привел в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!»» (ат-Тахрим 66/11).

В риваятах сообщается, что эта мольба стала последними словами Асии (радыйаллаху анха), отдавшей свою жизнь на пути Аллаха и удостоившейся степени павшего на пути Всевышнего.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Фото из открытых источников

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой. (сайт)

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Фото из открытых источников

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

Фото из открытых источников

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

Фото из открытых источников

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

Фото из открытых источников

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоны, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Фото из открытых источников

Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

Фото из открытых источников

Правила она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

Фото из открытых источников

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

Древнеегипетская цивилизация в массовой культуре овеяна ореолом загадочности. В то же время на деле она является одной из самых изученных цивилизаций древности. Всё благодаря тому, что египтяне очень любили писать, рисовать и высекать статуи. Хотя многое в жизни простых египтян и их правителей всё ещё скрыто завесой веков, египтологам всё же удалось изучить и узнать многое о том, как египтяне жили и как они умирали.

Вконтакте

Однокласники

И больше всего информации осталось, конечно, по фараонам и их близким: их деяния, обстоятельства рождения и смерти вносились в летописи. К тому же от них осталось множество мумий, которые можно изучить с помощью томографии и ДНК анализа.



Один из самых знаменитых правителей Древнего Египта - юный Тутанхамон. Посмертная маска царя представляла из себя портрет прекрасного юноши. Вокруг личности Тутанхамона немедленно начали строить догадки и создавать легенды. Особенно интриговала такая ранняя смерть царя.

Среди предположений были убийство в ходе заговора и травмы в результате падения с колесницы на всём ходу. Вторая версия могла объяснить то, что на правой руке Тутанхамона не хватало пальцев, а на ногах были найдены следы переломов.



Последнее исследование выявило, что перед самой смертью юноша болел малярией. С учётом того, что в его гробницу положили лекарства от малярии, скорее всего, от неё он и умер.

Что касается хромоты и недостатка пальцев, то тело фараона постепенно подтачивал некроз конечностей из-за генетических пооблем, вызванных поколениями кровосмешения в его династии. Инцест между предками мог быть также причиной того, что Тутанхамон родился с "волчьей пастью". Он и сам был женат то ли на родной, то ли на двоюродной сестре.



В любом случае, на Тутанхамоне династия оборвалась: дети от него рождались мёртвыми, так что наследников он не оставил.

Зато мать Тутанхамона, одна из дочерей Аменхотепа III, сестра фараонов Эхнатона и Смехкары и, вероятно, жена Эхнатона, явно умерла не своей смертью. Сначала археологи сочли глубокую рану на лице царицы делом рук грабителей могил, но более позднее исследование показало, что именно эта рана стала смертельной для матери Тутанхамона. Был ли то несчастный случай или убийство, пока что неясно. Но царица умерла примерно в 25 лет.


Что касается самого Эхнатона, то он, вероятно, был отравлен: сохранились записи о покушении на его жизнь, а сам фараон прожил меньше сорока лет.

То ли дело Рамсес II из следующей династии! Вот кто точно умер от старости, дожив примерно до 90 лет. За свою жизнь он успел стать отцом ста одиннадцати мальчиков и пятидесяти девочек. Помимо активной политики, горячего нрава и рыжего цвета волос, Рамсес II был известен тем, что постоянно тренировался в беге. Дело в том, что раз в тридцать лет он участвовал в неком ритуальном забеге со священным сосудами в руке. Если бы фараон не смог пробежать дистанцию, это сочли бы дурным предзнаменованием. Но сам Рамсес отлично знал, что всё дело - в тренировках.

К слову, древние египтяне вообще имели славу быстрых бегунов.



Его тёзка из следующей династии, Рамсес III, тоже прожил довольно долго, но был убит в результате заговора, устроенного одной из его недовольных жён. Долгое время было неясно, как именно он умер. Предполагали отравление или глубокую, но изначально не смертельную рану, которую плохо обработали. Наконец, томограмма шеи расставила всё по местам. Рамсеса полоснули по горлу ножом. Он умер почти мгновенно.

Заговорщиков судили. Одного из них, молодого принца, сына той самой жены, который, быть может, и зарезал отца, приговорили к смене имени. В летописи также указано, что он покончил с собой от позора, но современное вскрытие выявило, что принца связали и задушили. Затем его наспех бальзамировали, завернули в "нечистую" козлиную шкуру и похоронили в простом гробу.



До сих пор неизвестно, как умерла знаменитая Нефертити. Этого нет в летописях, и мумия царицы пока не найдена. Ясно только, что восторгавшийся поначалу женой Эхнатон примерно к её 30 годам охладел к ней. Её историю трудно назвать историей великой любви и семейного счастья.

Долгое время подозревали, что правящую царицу Хатшепсут убил её преемник и пасынок, Тутмос III. Он так её ненавидел, что, став фараоном, приказал стереть все её упоминания. Понятное дело, всё стереть не вышло.

Тем не менее, анализ останков царицы показал, что она была тучной женщиной лет пятидесяти, страдала артритом, проблемами с зубами и диабетом и умерла от рака печени. Рак, вероятно, развился из-за очень опасного вещества, которое использовалось для приготовления обезболивающих. Царица, скорее всего, натиралась лекарством, чтобы унять боль в зубах и суставах.

Есть и другая версия: Хатшепсут не успела умереть от рака, поскольку скончалась от заражения крови после того, как ей выдрали больной зуб.

Сколько загадок хранит древнеегипетская цивилизация, оставившая огромное наследие и оказавшая сильнейшее влияние на мировую культуру, - никто не знает. Из школьной программы наверняка каждый помнит главное утверждение о том, что вся власть в Древнем Египте принадлежала исключительно мужчинам-фараонам. Но сравнительно недавно этот постулат был признан ошибочным, и о правительницах развитого древнейшего государства заговорили как о доподлинно известном факте.

Бог на земле и после смерти

Надо отметить, что все фараоны считались наместниками бога, им даже приписывали магические свойства. Особое отношение к смерти оставляло свой отпечаток на правлении главных властителей страны: о месте, которое примет их навечно, заботились заранее. Строились погребальные пирамиды, позднее от них отказались и стали вырубать в скалах огромные залы, вмещавшие не только саркофаги, но и предметы утвари, драгоценности, ведь считалось, что фараон и после своей смерти продолжал вести привычный образ жизни.

Усыпальницы - не место для скорби

Известное луксорское захоронение Та-Сет-Неферов находилось недалеко от усыпальниц Его название переводилось как «долина красоты», что очень необычно для кладбища, на котором покоились жены фараонов. Египтяне относились к сакральному месту без печали и скорби, ведь считалось, что умершие перешли в светлый и прекрасный мир.

Статусы жен

Правители иногда женились на своих сестрах или дочерях, ведь женщинам было запрещено выходить замуж не за царей, а вот здоровое потомство рождалось от наложниц гарема. Верховных правителей называли при жизни богами, а жены фараонов не всегда приобретали такой статус.

Египтологи, долго изучавшие проблему, установили, что только особые жрицы из царского семейства находились на особом положении. Их поступки никто не смел обсуждать, а приказы выполнялись беспрекословно. Женщины, воплощавшие бога на земле, проводили особые тайные ритуалы в святилище египетского натирая золотую статую благовониями и танцуя перед ней.

Значение роста у египтян

Нефертари, как звали жену фараона Рамзеса II, на всех барельефах изображалась одного роста не только с мужем, но и с богиней Хатхор, вручавшей ей символ загробной жизни. Эти росписи, не потерявшие яркости красок, хранила ее роскошная усыпальница, расположенная в известной Долине цариц.

Именно высоте изображаемого человека египтяне придавали большое значение. Реальные жены фараонов, не ставшие воплощением бога, всегда рисовались ростом намного меньше, чем их мужья. Но Нефертари никогда не была правительницей Египта, как, например, Клеопатра или Хатшепсут. О последней хочется рассказать отдельно.

Хатшепсут: история правления

Известны жены фараонов Египта и их матери, не получившие официального статуса правителей, но находившиеся на троне вплоть до периода эллинизма. Среди этих семи легендарных властительниц была Хатшепсут, потерявшая супруга Тутмоса II и родившая дочь, а не наследника. Она становится мачехой и тетей для отпрыска наложницы, объявляя себя регентом и ведя все общественные дела от имени мальчика, но через 6 лет начинает претендовать на власть, заявляя о своем царственном происхождении. Титул супруги Амона и почтение всей страны к волевой женщине помогают ей беспрепятственно взойти на трон.

Правила Хатшепсут страной долгих 20 лет, за это время она грамотно подавила беспорядки в Нубии, чем заслужила особое уважение. Став очень значительной фигурой в государстве, она переносит столицу в Фивы (Луксор) и еще при жизни занимается постройкой своего загробного святилища. В роскошной усыпальнице размещались огромные каменные изваяния Хатшепсут в обличии Осириса: изображалась с короной на голове и накладной мужской бородкой жена фараона, скульптурный портрет которой все-таки показывал миловидные черты.

Месть Тутмоса III

После ее смерти сын наложницы Тутмос III, оставшийся единоличным правителем, начинает планомерно разрушать все предметы культа, связанные с прежней хранительницей трона, которая никогда не пыталась его свергнуть.

200 статуй, изображавших Хатшепсут и сфинксов, были уничтожены и закопаны недалеко от поражающего размерами храма. Современные археологические экспедиции, нашедшие остатки уникальных композиций, восстановили картины величия сакрального места.

Чернокожие правительницы

Когда могущество Египта пошатнулось, его завоевывают собственные колонии - Нубия и Ливия. В храмы входят чернокожие фараоны, которым требовался особый статус. Чтобы находиться на троне по наследству, а не после захвата власти, они женятся на египетских аристократках, объявляя их и себя божественными воплощениями.

Известны факты, когда жены фараонов посвящали своих дочерей в супруги Амона, ведь столь высокий титул давал огромную власть. Многим чернокожим правительницам, возрождающим славу Фив, мужчина не требовался, и они передавали статус богини приемным дочерям. К сожалению, легендарный город был разграблен ассирийцами, и о могуществе богинь-фараонов уже никто не вспоминал.

Работающие в Египте археологические экспедиции раскрыли всему миру неизвестные доселе факты. Каждое новое открытие таких захоронений становится обсуждаемым событием в ученом мире.


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

Статьи по теме: