День святых 3 июня. Как поздравить родных с днем святых елены и константина. Равноапостольный царь Константин

Память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены православная церковь чтит ежегодно 3 июня. Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом, не позволяющим преследовать приверженцев христианской религии, Константин с детства впитал особое уважение к вере. Став правителем, он направил все свои усилия, чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена во всех странах, подвластных ему.

Царица Елена, мать Константина, также совершила огромное множество благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию сына, даже привезла из Иерусалима тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа, за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Красивый день добра и мира -
Святых Елены, Константина.
Они всю жизнь дарили свет,
Для всех молили меньше бед.

Давайте будем помогать
Друг другу и добра желать.
И может в день святой и ясный,
Мир станет чуточку прекрасней.

В этот день тебе, Елена,
От души хотим желать
Быстро, весело, с задором
Все невзгоды устранять.

Чтобы счастье наполняло
Дни твои все до краёв,
Ну, а всё, о чём мечтала,
Исполнялось бы без слов.

Сегодня славим Константина,
И мать - прекрасную Елену.
Их вера, сила, доброта
Уже столетия - нетленны.

Пускай святые вам помогут,
Когда другой надежды нет.
Пусть сохранять вас от печали,
От боли, горестей и бед.

В день святой Елены, в праздник Константина
Радость поспешит пусть в ваш красивый дом.
Станет веселее жизни всей картина,
Чтоб такой остаться навсегда потом!

Я вас поздравляю и желаю счастья,
Веру в душах свято, бережно хранить,
Чтобы все прекрасно стало получаться,
Вам в добре, уюте, славном мире жить!

В День Константина и Елены
Скажу вам пару добрых фраз:
Любовь и счастье драгоценны,
Пускай хранят Святые вас!

Достатка, мира вам и лада
Желаю в этот день святой!
Пусть эта радостная дата
Подарит встречу вам с мечтой!

Константина и Елену
Нынче вспоминаем.
Вам здоровья и добра
В этот день желаю.

Пусть святые защитят,
Силы вам подарят.
С их заступничеством беды
Пусть вас не ударят.

В день Елены и Константина
Воцарится кругом доброта!
Ведь для каждого христианина
Этот праздник был важен всегда!

Я желаю вам мира и света,
Чтоб сбывались благие мечты!
Пусть сердца будут счастьем согреты!
Всем желаю в душе чистоты!

С Днем святых Елены, Константина,
Святых, прекрасных женщины, мужчины.
Пускай же в этот день и остальные
Преодолеть все беды будут силы.

Не знать ни трудных жизненных преград,
Не знать тоски, печали, грусти и утрат,
Пускай ключом бьет жизненный родник,
Пускай прекрасным будет каждый новый миг.

Память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены православная церковь чтит ежегодно 3 июня. Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом, не позволяющим преследовать приверженцев христианской религии, Константин с детства впитал особое уважение к вере. Став правителем, он направил все свои усилия, чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена во всех странах, подвластных ему.

Царица Елена, мать Константина, также совершила огромное множество благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию сына, даже привезла из Иерусалима тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа, за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Показать поздравления


Родила Елена сына
Святого Константина.
Запомнил этот день навек
Православный человек.
Император и царица
Стали людям помогать.
И проблемы государство
Согласованно решать.
За заслуги их большие
Стали Елена и Константин святые,
А этот день в их честь назвали,
Чтобы все на свете знали,
Что сегодня поздравляем не жору и не гену,
А именинников Константина и Елену.

Автор

Константин Великий! И Свята Елена,
В честь великих ликов, радостны сердца!
В этот день несчастья будет в пепле тленны,
Нужно помолиться в церкви у Христа!

Ну, коль именины, души пусть смеются,
Если грусть на сердце - сгинет навсегда!
В честь святых Елены, свята Константина,
Счастливо прожили б вы свои года!

Автор

В день памяти Елены, Константина,
Чья святость уже признана давно,
О ком слагались древние былины,
Кому прославить Бога суждено

Отслужит Церковь славно литургию,
Тем самым воздавая Небу дань.
Дела сегодня - только лишь благие,
Исключены злословие и брань.

Автор

Спасибо, император славный, за то, что христиан любил,
За то, что нашу веру главной ты во всем Риме утвердил,
Спасибо матери Елене, что животворный крест нашла,
За то, что храмы воскрешала, мир христианский берегла!
Храните свято веру, люди! Всю жизнь, до самых до седин,
А вас, святые, не забудем - Елена - мать и Константин!

Автор

Мало кто знает Елену и Константина,
Их родословную, звания и чины.
Не слышал никто о жизни царицы и сына,
Так лучше прочтите эту историю вы.

Святая царица Елена когда-то была христианкой,
А сын ее Римской империей правил не год.
Забыв о язычестве и приняв христианство,
Стал Константина ценить византийский народ.

И помня о том, как распяли Христа на Голгофе,
Константин всеми силами крест попытался найти.
Почитая Иисуса, отправил царицу Елену
В Иерусалим, чтобы веру в сердца донести!

Автор

Всю жизнь посвятил принятию веры,
Христианству он отдал всю душу любя.
Святой Константин, без чувства и меры
Он создал единство тебя и меня.

Единство людей, принимающих веру,
Один он не смог бы пройти через ад,
Лишь мама поддержку давала все время.
Судьбе поклониться не каждый ведь рад.

Святая Елена поддержку давала,
Христианкой была, и делилась теплом.
Ребенка она правильно воспитала,
Чтоб в будущем стал он святым королем!

Автор

Благословенны Богом мать и сын.
На многое способна вера...
Доказывали это Константин
И мать его блаженная Елена.

Причислены к святым теперь они,
Деяния их чисты, угодны Богу
И могут успокоить в горя дни,
Давая в жизни верную дорогу.

Автор

Жил император Константин когда-то в Риме,
Он христианское ученье защищал,
Величественным был, непобедимым,
Он в Бога веровал, Иисуса призывал.

Царица-мать по имени Елена,
В Иерусалим направлена была,
Для верующих новых поколений
Тот самый крест, где Бог распят, нашла.

Язычество они не признавали,
И гроб Господень ими найден был,
Живого Бога только призывали,
Чтоб Он в сердцах у верующих жил.

Автор

Равноапостольный Елена, Константин.
Праведными были мать и сын.
Святой великий император
Августой мать свою провозгласил.

Он всячески поддерживал Церковь,
Из ссылок христиан он возвращал.
И первым делом император
Свободу веры христианской объявлял.

Отправил он царицу-мать
Животворящий крест искать.
И чудным образом она нашла
Крест для распятия Христа.

Автор

Они боролись за то, во что верили.
Сын - Константин - он спасал христиан
От верной смерти в то время гонений,
Не побоявшись угроз ближних стран.

Елена - мать - обратившись в веру
Не отступилась на добром пути.
Несла свой крест, тяжело и смиренно,
Дай Бог так каждому путь свой пройти.

Автор

Когда римский император
Славить запрещал Христа,
И языческим развратом
Наполнял свои уста,
У Елены-христианки
Родился прекрасный сын -
Христиан заступник яркий
Император Константин.
Константина и Елену
Почитаем мы святых,
И в молитве неизменно
Поминаем подвиг их.

Автор

Равноапостольные, Константин и мать его Елена.
При жизни их великие деяния свершились:
Освободилось Христианство от языческого плена,
И триста лет гонений завершились.
Елена воспитала Константина в глубокой вере во Христа,
При нём «единосущием» дополнен Символ Веры,
И обретение произошло Животворящего Креста!
И град Константинополь был явлён,
Как Рим второй, и как основа
Религии свободных, верящих в Христа людей,
Для покаяния в преддверии пришествия второго!

Автор

В день Елены, Константина
Мы хотим вам пожелать
Жизни яркой чтоб картина
Повернула время вспять.

Чтобы запросто могли вы
Не стареть, а молодеть,
И своим теплом душевным
Много лет нас всех согреть.

Святой император Константин (306 - 337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана (284 - 305) на Востоке и его соправителя Максимиана (284 - 305) на Западе и императора Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий (Максенций) на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византий, который был переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария. Этот еретик отрицал Божественную природу в Господе Иисусе Христе и нечестиво учил, будто Он сотворён Богом Отцом. По повелению императора, в 325 году в городе Никее был созван Первый Вселенский Собор. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники, пострадавшие в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - Святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий (тогда ещё бывший в сане диакона). Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода, но не переставшего быть Богом.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Святой Троицы в 337 году и был погребен в церкви Святых Апостолов в Константинополе, в заранее приготовленной им гробнице.

03 июня 2014
3 июня - день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Сегодня мы совершаем праздник в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Император Константин Великий правил Римской империей в первой половине IV века. За выдающиеся заслуги перед Святой Церковью, перед верой христианской, этот царь вместе со своей матерью – царицей Еленой, был причислен к лику святых и даже именуется равноапостольным .

Царь Константин был сыном одного из правителей тогдашней Римской империи, которая была в то время поделена на четыре области. Его отец управлял Британией. И вот, после смерти своего отца он был провозглашен императором. В то время множество врагов было у святого царя Константина, и он был единственным правителем в тогдашней Римской империи, который покровительствовал христианской вере. Другие правители тогдашней Римской империи, естественно, начали войну. Происходили военные действия, и перед решающей битвой царь Константин созерцал на небе видение Креста и надпись: ”Сим побеждай”. Т. е. Силой Креста Бог дарует ему победу.

300 лет Церковь христианская испытывала жесточайшие гонения. И вот Промысел Божий приводит царя Константина к христианской вере, потом устраивает так, что царь Константин становится правителем всей Римской империи, и Западной, и Восточной. В 313 году он издает Миланский Эдикт “О веротерпимости”, где прекращает гонения на христиан, и христианская вера получает свободу. В этом было промыслительное значение и чуда вид?ния Креста на небе, и последующей победы царя Константина, и его правления над Римской империей.

И мы также знаем, что в 325 году Православную Церковь терзала ересь Ария, который называл Христа творением, отрицал единосущие Сына Божия Богу Отцу. И вот, в 325 году, чтобы утвердить Православную веру, святой равноапостольный царь Константин созывает в Никее I-й Вселенский Собор , на котором был составлен наш Символ Веры до слов “... и в Духа Святаго.” Таким образом, мы видим, что Церковь не напрасно прославила императора Константина как равноапостольного, подчеркнув тем самым, что труды этого царя и его матери подобны Апостолам.

А мать святого царя Константина, когда сын ее воцарился над Римской империей, отправилась на Святую Землю, в Палестину, и там очищала от языческих капищь святые места, связанные с жизнью Сына Божия. Вместе со своим сыном, царем Константином, она устроила на месте смерти и воскресения Христа величественный храм Воскресения Господня. Святая царица Елена обрела Животворящий Крест возле Голгофы, тот, на котором был распят Сын Божий. И вот, за свою веру, за воспитание такого великого сына – царя Константина, за вот такую ревность к святым местам на Святой Земле, в Палестине, царица Елена тоже причислена церковью к лику равноапостольных.

Мы видим, дорогие братья и сестры, как Церковь Христова прославляет тех людей, которые строили и благоговейно относились к святыням. Святые Константин и Елена – строители православных храмов. И Церковью они прославляются наравне с Апостолами. Из нас, конечно же, мало найдется храмоздателей. Но все мы призваны к благоговейному отношению к святыни храма! Без сомнения, Бога чтить нужно, в первую очередь, внутренне. Но внутреннее содержание нашей души обязательно выражается и внешне. Господь сказал: "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Мф.12:35). Так вот, в этот святой день, вспоминая память этих великих святых, нам нужно задуматься немного о внутреннем и внешнем содержании нашего жизненного пути.

Христос заповедал нам исполнять Свои Божественные заповеди. Новый Завет, в отличии от Ветхого – это обновление духа. В Ветхом Завете все значение, весь упор делался на внешней религиозности, хотя и там были пророки, которые говорили, что Бог ищет сердца человеческого, ищет духа, ищет любви человека к Богу. Были пророки, но в целом Закон Моисеев носил обрядовый, внешний характер. И представители ветхозаветной религии, в особенности в лице духовенства, фарисеев, книжников, исполняли ветхозаветный закон только внешне. Они приносили жертвы, совершали какие-то внешние обряды, омовения, внешне посещали Иерусалимский храм, синагогу, но сердце их далеко отстояло от Бога. И мы знаем, что Господь уподоблял ветхозаветных учителей “гробам окрашенным”, которые внутри исполнены всякого греха, зловония страстей, а снаружи вроде бы выглядят ничего, неплохо. Такова была ветхозаветня религиозность в своем подавляющем большинстве. Конечно, были истинные праведники и в Ветхом Завете, но их было очень мало.

Когда же пришел Христос, то Он открыл, что истинная вера, истинное познание Бога совершается внутри. Спаситель говорит: “Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их” (Мф.23:26). Т. е. Господь Иисус Христос в Своем Евангельском учении весь смысл, весь упор делает во внутреннем перерождении человека, в обновлении духа, нашего сердца и наших мыслей. Господь учит о любви к Богу и ближнему, но при этом не отрицает и внешнего закона. Потому что, естественно, вера человека, его стремление к Богу, всегда, так или иначе, проявляются и во внешней форме. Но самое главное хранится в душе, в сердце чистом, верующем, смиренном, благоговейном и в нелицемерной любви к ближним. В противном случае остается одно лицемерие, театр, остается то, что Христос назвал “фарисейством”, т. е. одним только внешним служением Богу.

Мы призваны к внутреннему перерождению, к обновлению нашей души в духе христианской веры. Однако у нас есть и внешние какие-то обычаи, правила, обряды. Но вот, к сожалению, греховность, болезнь души человека такова, что мы зачастую недостаточно внутренне обновляемся, недостаточно боремся за чистоту своего сердца, своих мыслей. С большим трудом происходит в нас внутреннее перерождение, обновление нас в радости, в любви, в мире, в терпении, в смирении, в нелицемерной вере, в помощи другим людям. В этих внутренних добродетелях с трудом мы преуспеваем.

Но если мы посмотрим на внешние какие-то обычаи, добродетели, то тоже, к сожалению, мы увидим, что весьма много у нас и чисто внешних упущений. Например, с болью, бывает, видишь, что весьма, весьма мало людей умеет правильно перекрестится. К великому сожалению, нередко можно увидеть верующего человека, который вместо того, чтобы благоговейно наложить крестное знаменье, делает какой-то бессмысленный жест: крестит, например, свой живот или свою грудь, или как будто что-то смахивает со своей груди. Производит какое-то торопливое, бессмысленное движение. И вот это и есть крестное знаменье? Естественно, сердце пастыря не может равнодушно на это смотреть. И вот таких, чисто внешних, упущений у нас действительно очень много.

Во, например, возьмем добродетель благоговейного отношения к святыне православного храма. Как мы ее исполняем на деле? Храм – это место святое, где присутствует Сам Бог, где совершаются страшные таинства, где дышит Дух Святой. В храме поются величественные гимны и псалмы, читается Священное Писание, здесь мы можем получить надежду на спасение. И что же мы видим? Не все с благоговением, со страхом Божьим, действительно относится к храму, чувствуя святость этого места. Нападает какое-то окамененное нечувствие на сердце, какая-то духовная болезнь. Человек как будто забывает, где он находится. Он не чувствует святыни, когда он слышит слова молитв и священных гимнов – он воспринимает это совершенно равнодушно, как будто это что-то пустое, то, что его абсолютно не касается ни в коей мере. И вот это как раз проявление, с одной стороны, внутренней духовной болезни, а с другой стороны, внешней. Это очень страшно. Каждый из нас – и каждый священнослужитель, и каждый низший служитель в храме, который исполняет то или инное послушание, служение, и каждый рядовой верующий и мужчина, и женщина – ответственны за святыню богослужения, за святыню храма. Мы не должны равнодушно смотреть на какое-то бесчинство, творящееся в храме, на какой-то шум и помехи богослужению. Душа каждого человека должна болеть за святыню храма. И мы в первую очередь должны молиться об этом. Мы также должны уметь подсказать ближнему, который забыл, что он находится в храме, который ведет себя в храме, как в магазине, или как на базаре, или где-то в музее – мы должны уметь такому человеку с любовью, с христианской кротостью и смирением посоветовать, указать ему, напомнить ему, что он находится в святом месте, где совершается молитва Богу, где Господь нас принимает, принимает наше моление, наше покаяние, и здесь негоже безобразничать или шуметь.

Таким образом, и чисто внешних недостатков и внутренних у нас конечно очень много. Но нам нужно помнить слова Евангелия, что Господь Иисус пришел в мир грешных спасти и не отчаиваться. Мы должны стремиться исполнять заповеди Божьи, должны стремиться внутренне обновиться: избавиться от греховных мыслей, от недолжных чувств, стремлений, постараться исправить свою жизнь, удалить из нее все нечистое, греховное. С другой стороны, мы должны постараться и внешнюю нашу религиозную жизнь тоже совершать в соответствии с уставом церковным, в соответствии с традициями Церкви. Внутреннее важнее внешнего, однако и внутренне без внешнего не мыслится. Бывает, когда человек стоит благоговейно в храме и молится, то невольно и на душу его начинает действовать его внешнее поведение. Человек совершит какой-то внешний жест: благоговейно поклонится Богу, со страхом Божьим приложится к образу, к иконе, или на себя наложит крестное знаменье с благоговением – и вот этот внешний жест оказывает внутреннее влияние и на его душу. Здесь все взаимосвязанно.

И вот в этот святой день, по молитвам святых царей Константина и Елены да дарует нам милосердный, благий Господь утверждаться и в святых Христовых Евангельских заповедях и во внешних уставах церковных. Аминь. Христос воскресе! Воистину воскресе!

Откуда мы обычно черпаем сведения о жизни святых? Конечно же, из информационных источников церковного, богословского характера. Это могут быть православные журналы, газеты, книги, специфические сайты и просветительские ресурсы Интернета, а также христианские фильмы и передачи. Однако в том случае, если подвижник являлся одновременно государственным деятелем и/или прославившим страну полководцем, основные вехи его земного существования и характеристики личности непременно содержатся в исторических материалах. Это касается, к примеру, князя Владимира, крестившего Русь, княгини Ольги, князя Димитрия Донского. В сонм святых попали и правители Рима: царь Константин и его мать, царица Елена. День памяти равноапостольных Константина и Елены установлен церковью 3 июня.


Сведения о Константине

Святой Константин родился в III столетии н.э., конкретнее - в 274-м году. Избранник Божий имел знатное происхождение, поскольку появился на свет в семье Констанция Хлора, соправителя Римской империи, и его супруги, царицы Елены. Отец будущего святого владел двумя областями великой державы: Галлией и Британией. Официально семья эта считалась языческой, однако на деле единственный сын цезаря Констанция Хлора и Елены рос истинным христианином, воспитываясь своими родителями в обстановке доброты и любви к Богу. В отличие от других соправителей Римской империи Диоклитиана, Максимиана Геркула и Максимиана Галерия отец святого Константина не учинял гонений на христиан во ввереных ему вотчинах.


Будущий правитель Рима отличался многочисленными добродетелями, среди которых особенно выделились спокойный нрав и скромность. Внешне святой Константин тоже располагал к себе окружающих, поскольку был высок, физически развит, силен и красив. Об этом свидетельствует описание облика императора, найденное в исторических источниках и составленное на основе археологических данных. Удивительное сочетание выдающихся душевных, личностных и физических качеств избранника Божия стало в годы правления святого Римом предметом черной зависти и злобы царедворцев. Заклятым врагом Константина по данной причине стал цезарь Галерия.



Годы юности святого прошли не в отчем доме. Отрок был взят в заложники и содержался при дворе тирана Диоклитиана в Никомидии. С ним хорошо обращались, но общения с семьей святого по большей части лишили. Таким образом соправитель Констанция Хлора желал обеспечить себе верность отца Константина.

Информация о Елене

Что известно о личности правительницы Елены? Достаточно, чтобы составить законченное представление об этой женщине. Святая Елена не относилась к знатному роду, как ее супруг: избранница Божия родилась в семье владельца гостиницы. Замуж будущая царица вышла вопреки канонам того времени, не по расчету и не по сговору, а по взаимной любви. Со своим супругом, цезарем Констанцием Хлором Елена прожила в счастливом браке 18 лет. А после союз разрушился в одночасье: муж царицы получил от императора Диоклитиана назначение стать правителем сразу трех областей: Галлии, Британии и Испании. При этом тиран выдвинул Констанцию Хлору требование развода с Еленой и женитьбы соправителя на своей падчерице Феодоре. Тогда же Константин по воле императора Диоклитиана отправился в Никомидию.


Царице Елене на тот момент было немного больше сорока лет. Оказавшись в столь сложной ситуации, еще молодая женщина всю свою любовь сосредоточила на сыне - историки уверены, что с супругом она больше никогда не виделась. Святая Елена обрела кров недалеко от области, где находился Константин. Там они смогли иногда видеться и общаться. С христианством царица познакомилась в Дрепануме, который позже в честь матери Константина Великого (именно так впоследствии стали называть добродетельного правителя римского) переименовали в Еленополис. Крещение женщина прошла в местной церкви. На протяжении последующих тридцати лет Елена жила в беспрестанной молитве, культивируя в себе добродетели, занимаясь очищением собственной души от прежних грехов. Результатом проделанной работы стало приобретение святой почетного религиозного звания «равноапостольная».



Государственная деятельность Константина

В 306-м году скончался Констанций Хлор, отец Константина Великого. Сразу же после этого скорбного события войско провозгласило последнего императором Галлии и Британии вместо прежнего правителя. Молодому мужчине в ту пору было 32 года - самый расцвет молодости. Константин принял бразды правления указанными областями в свои руки и объявил свободу вероисповедания христианства на вверенных ему землях.


Прошло 5 лет. В 311-м году западная часть империи попала в управление к Максенцию, отличавшемуся жестокостью и быстро из-за этого прослывшему тираном. Новый император задумал устранить святого Константина, дабы не иметь конкурента. На это сын царицы Елены принял решение организовать военный поход, цель которого видел в избавлении Рима от напасти в лице самодура Максенция. Сказано - сделано. Однако, Константину и его войску пришлось столкнуться с непреодолимыми трудностями: враг превосходил их численно, к тому же жестокий тиран прибег к помощи черной магии, дабы одержать во что бы то ни стало победу над защитником христиан. Сын Елены и Констанция Хлора несмотря на молодость был очень мудрым человеком. Он быстро оценил сложившуюся ситуацию и пришел к выводу, что поддержки ждать надобно лишь от Бога. Константин стал искренне и пылко молиться Творцу о ниспослании помощи. Господь услышал его и явил чудесное знамение в виде креста из света вблизи солнца с надписью «сим побеждай». Это случилось перед важной битвой с врагом, свидетелями чуда стали также и воины императора. А ночью царю привиделся сам Иисус с хоругвем, на котором был снова изображен крест. Христос объяснил Константину, что тот лишь с помощью креста одолеет тирана Максенция, и дал совет обзавестись таким же точно хоругвем. Послушавшись самого Бога, Константин одержал победу над недругом и завладел половиной Римской империи.

Великий правитель великой державы делал все на благо христиан. Он принял последних под свое особое покровительство, хотя никогда не притеснял и народы, исповедующие другие религии. Единственные, к кому Константин был нетерпим, так это к язычникам. Святому даже пришлось вступить в бой с правителем восточной части Рима Ликинием, который пошел на сына царицы Елены войной. Но все закончилось благополучно: с Божьей помощью Константин Великий разгромил вражеское войско и стал единовластным императором державы. Разумеется, он тут же объявил христианство главной религией империи.

Святые Константин и Елена многое сделали для распространения и укрепления христианства. В частности, царица отыскала в Иерусалиме Крест Христов, зарытый в землю противниками истинной веры в Бога. Часть святыни она привезла в Рим своему сыну. Елена скончалась в 327 году. Ее мощи находятся в итальянской столице. Константин же умер десятью годами позже, оставив царствовать в Риме трех своих сыновей.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Статьи по теме: