Вишнуизм - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Вишнуизм - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий Вайшнавизм в древности и в Средние века

Вайшнавизм или вишнуизм - одно из основных направлений в индуизме, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам, в основном Кришне и Раме, как Верховному Богу. Монотеистическая в своей философии, эта традиция также включает в себя элементы, которые могут быть описаны как пантеистические. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад-Бхагаватам» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед.

Последователей вайшнавизма обычно называют вайшнавы или вишнуиты. Согласно последним статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии. Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну или Нараяна является Верховной формой Бога, а Его аватары (такие как Кришна, Рама и Нарасимха), упомянутые в Пуранах, выступают как различные Его воплощения и ипостаси. В некоторых вайшнавских традициях, таких как Валлабха-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм (также называемый кришнаизмом), Кришна, а не Вишну, рассматривается как Верховная ипостась Бога и источник всех аватар. Описываемые в Ведах «полубоги» или на санскрите девы (такие как Брахма, Ганеша, Индра и Сурья (Сурья йога), относятся к категории обыкновенных живых существ (джив) и считаются слугами Вишну. Тогда как Шива занимает особое промежуточное положение между обыкновенными дживами и Вишну.

Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, сансара, карма а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение (бхакти) Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имён Вишну (бхаджане), медитации на его форму (дхаране) и в поклонении мурти Вишну (пудже). Практика поклонения мурти основывается на таких писаниях как «Панчаратра» и различных Самхитах.

В своём поклонении вайшнавы видят себя (по крайней мере частично) отдельными или отличными от объекта своего поклонения - Господа Вишну. В отличие от других школ индуизма, где главной целью является освобождение (мокша) или слияние с верховным Брахманом (как например в школе адвайта-веданты), конечной целью вайшнавской религиозной практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовном мире Вайкунтхе находящимся за пределами этого иллюзорного мира (майи).

В своей жизни мне довелось искренне и глубоко практиковать вайшнавизм - пройти путь от обычного бхакты-прихожанина до брахмачари , а позднее и до брахмана , главы вайшнавской миссии в Одессе. В 2000 году Господь призвал меня оставить вайшнавизм и стать учеником Иисуса Христа, кому я следую и поныне. Имея за своими плечами опыт христианской жизни, по времени сопоставимый с опытом вайшнавским, я хочу представить читателю десятку самых существенных причин, почему я не вайшнав и им уже никогда не буду.

Причина 1. Я не вайшнав потому, что так хочет Бог. В свое время мой Господь четко и недвусмысленно явил мне свою волю, в соответствии с которой я должен был отвергнуть вайшнавизм и принять прибежище у стоп божественного Иисуса Христа. Выполнить желание Бога - самое важное в духовной жизни человека по учению любой монотеистической религии, поэтому я надеюсь этот мой мотив понятен даже тем, кто его не разделяет.

Причина 2. Я не вайшнав потому, что моим духовным учителем является Иисус Христос. Однажды последовав Его милостивому призыву, я принял Христа как Альфу и Омегу, как все и вся в своей жизни и, насколько было в моих силах, следовал Его наставлениям и руководству. Бог мне открыл, что другого способа прийти к Нему не существует, что только Иисус является истинным и единственным Спасителем человечества, и воля Бога Всевышнего в том, чтобы все люди всех национальностей, философий и религий приняли Иисуса Христа как своего Учителя и во всем следовали только Ему. Бог мне также показал исключительность пути Христа: нельзя разделять служение Ему со следованием другим религиям, ибо Господь это не приемлет. Быть учеником Иисуса Христа - значит быть учеником только Иисуса Христа. Наличие других гуру в вашем сердце будет означать отказ от Иисуса. Христу нужно быть преданным на сто процентов.

Причина 3. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме я не встретил Бога. Да, я чувствовал некую связь с «высшим», я испытывал определенные переживания во время повторения Харе Кришна мантры и особенно мантры гайятри . Были периоды, когда я испытывал эмоции близкие к экстазу, были моменты, когда мне казалось, что я близок к Богу. Но за все время я так и не встретился с Ним. Мое служение походило на некое заочное общение, общение посредством телеграфа. Я отправлял Богу телеграммы, и получал телеграммы в ответ. Живой встречи со Всевышним в вайшнавизме так и не состоялось, я так и не познакомился с Богом, хотя все шастры пестрели описаниями о деяниях Кришны и его общении с преданными.

Вайшнавы считают, что так как Личность Бога раскрыта в вайшнавским писаниях, она не раскрыта ни в одной религии, что только вайшнавизм дает наиболее полное представление о Всевышнем, Его мире, Его деяниях. На практике же, все ведические повествования остаются картинками, навязанными извне, сам же человек остается вне встречи с Богом, как бы он себе таковую ни воображал.

В вайшнавизме я воображал Бога, в христианстве я встретился с Ним.

Причина 4. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь Бога к человеку. В учении вайшнавов очень глубоко разработана тема любви человека к Богу, нашей преданности Ему, жертвенности, верности. Есть также учение о сострадании Бога к человеку, сочувствии, милосердии. Но нет ни слова в шастрах о Его к нам любви. Даже столь любимая вайшнавами фраза «Бог есть любовь» позаимствована на самом деле из Библии, в то время как шастры говорят о равном отношении Кришны ко всем живым существам, отношении равнодушно-благосклонном, но не исполненном любви. В христианском же богословии тема любви Бога к падшему человечеству - сильной, пламенной отцовской любви - является одной из центральных. С этого, собственно, и начинается христианское благовестие, все остальные концепции уже вторичны. И дело тут даже не просто в учении о любви Бога, но в переживании ее, живом непосредственном ощущении. Говорить о любви, рассуждать о ней, воспевать ее и «поклоняться на расстоянии» можно много и долго, но гораздо важнее пребывать в ней. В христианстве я это нашел, а в вайшнавизме - нет.

Причина 5. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь человека к человеку. Опять же - это логично, ведь если Кришна не любит человека, почему я должен любить? Сострадание и помощь ближнему вайшнавские шастры поощряют, правда, не советуют увлекаться материальной помощью, ибо это запутывает помогающего в сетях «хорошей кармы », которую также потом придется «отрабатывать». Сердечная привязанность к другим людям прямо порицается под страхом того, что в своей будущей жизни вновь доведется рождаться в человеческом теле вместо того, чтобы уйти к Кришне в духовный мир. Мужьям не желательно сильно любить своих жен, детям - родителей, родителям - детей, потому что по вайшнавскому учению эта привязанность может лишить вас встречи с Богом в посмертии.

Неудивительно, что на практике такое учение делает людей равнодушными, жестокосердными, непривязанными к ближним, чему следствие - частые разводы, семейные ссоры, уходы детей из дому и из религии вообще и просто даже прямые грехи против ближних (ложь, воровство, оскорбления, прелюбодеяния и т.д.). Подобные грехи встречаются и в среде христиан, но здесь есть существенное отличие: если христианин является практикующим верующим, т.е. регулярно участвует в богослужениях и пребывает в церковном общении, тяжелые грехи у него либо вообще не случаются, либо случаются крайне редко; христианин признает нелюбовь к ближнему грехом, тогда как вайшнавы в этом греха вообще не усматривают.

Причина 6. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим гуру. В вайшнавизме духовному учителю приписываются качества Самого Бога, к гуру взывают как к спасителю, ему молятся, доедают за ним пищу и как величайшую святыню почитают чаранамриту - воду, которой ему помыли ноги. Эту воду вайшнавы пьют и поклоняются ей.

Безусловно, духовный человек нуждается в наставниках, и нередко наставники играют ключевую роль в нашем спасении. Однако Бог постоянно напоминает нам о бренности и ограниченности человека, о том, что нет человека, свободного от недостатков и несовершенств и никто не является совершенным наставником, кроме единственного Богочеловека Иисуса Христа. Только Иисус из всех людей ни разу не согрешил - не потому что был трансцендентным, но потому, что не нарушил ни одной заповеди Господней - не солгал, не обманул, не ошибся. Все остальные люди, в том числе даже великие святые, оставались несовершенными ограниченными созданиями, не свободными от греха. А поэтому никто из людей не заслуживает нашей абсолютной преданности и обожания, никому нельзя целиком и полностью, слепо доверяться. Святые не являются для нас источниками Света, но только зеркалами, отражающими Свет Всевышнего.

Вайшнавы же обожествляют обыкновенных грешных людей, которые нередко не брезгуют махинациями, нарушением человеческих и божьих законов - обманом, ложью, исповедуют двойные стандарты - милостивы к богатым и требовательны к рядовым последователям. На личных банковских счетах многих вайшнавских гуру - миллионы долларов. Но даже если вайшнавский учитель и ведет строгую подвижническую жизнь, он все равно, как и все люди, не застрахован от ошибок, и обожествлять такого человека нельзя. Ошибившись сам, он и вас погубит. В христианстве же роль наставника не абсолютизируется, и все сознают, что в мире есть только один полностью совершенный человек - Бог воплотившийся, Иисус Христос.

Причина 7. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим Господом. Кришна воспевается в вайшнавской поэзии как вор, обманщик, даже развратник (лампатах ). В Ведах он предписывает один путь спасения, в Упанишадах другой, в Пуранах третий, да и то во всех Пуранах по-разному. Причем многие из им самими же предписанных духовных практик он не стесняется потом называть ложными, а людей им следующих - тупицами (муддха). Таким образом, львиная доля ведической литературы самим же автором признается вводящей в заблуждение и приводящей к погибели (самсаре ). Но ведь солгавший в одном, вполне может обмануть и в другом, куда более важном. Доверять обманщику на сто процентов уже нельзя никогда. Кришна - мастер обмана и иллюзий, в то время как Христос никого никогда не обманывал. Христу я могу довериться, Кришне - нет.

Причина 8. Я не вайшнав потому, что не хочу обмануться в религии. Христианство исторично и реалистично, библейские книги, и в особенности Новый Завет, дошли до нас во множестве древних рукописей, тогда как многое, почитаемое вайшнавами за древние шастры, было написано совсем недавно, потому-то и другие школы индуизма об этой литературе и не ведают, иначе все давно уже были бы вайшнавами. Так, вайшнавская традиция учит о том, что Веды, Упанишады, Пураны и Махабхарата были записаны Вьясой 5000 лет назад, а потому-де заслуживают большего почтения, нежели Библия в силу большей древности. Соответственно, вайшнавское учение объявляется «старшим братом» библейского. При этом никого из последователей вайшнавизма почему-то не настораживает тот факт, что все четыре вайшнавские сампрадаи имеют своими основателями средневековых учителей: основатель Рудра-сампрадаи Вишнусвами жил в XIII веке, основатель Шри-сампрадаи Рамануджа - в XI-XII веках, Кумара-сампрадаи Нимбарка - в XI веке, а основатель Брахма-сампрадаи Мадхва - в XII-XIII веках. Никто из них не жил 5000 лет назад, соответственно отсчитывать историю вайшнавизма как самостоятельного доктринального течения в индуизме можно только со средневековья. Каким же было вайшнавское учение до этих ачарьев ? Достоверных данных ничтожно мало. Скорее всего, поклонение Вишну было лишь частью системы почитания всех индийских богов, многобожия. А в этом случае говорить о сугубой древности вайшнавской трактовки шастр можно только в сослагательном наклонении.

Да и с датировкой самих шастр ситуация ничуть не лучше. Любой современный ученый-индолог скажет, что Бхагавад-гита в известной нам сегодня версии сложилась не ранее I века до н.э., а ключевое гаудия-вайшнавское писание Бхагавата Пурана датируется VIII-IX вв. нашей эры. Даже такой авторитетный вайшнавский учитель как Бхактивинода Тхакур признавал в этом вопросе правоту современных ученых. Проведя собственное исследование, он датировал Бхагавата Пурану X веком нашей эры, а Махабхарату не считал произведением одного автора, но многовековой компиляцией, завершенной к началу нашей эры, к созданию которой приложили руку самые разные писатели и поэты. Последующие за Бхактивинодой проповедники обо всем этом тактично умолчали, выдавая вайшнавские писания за самые древние и авторитетные священные книги мира.

Кроме того, многие ученые сходятся еще и на том, что сам по себе образ Кришны - собирательный, что в историях о нем слились воедино сказки и мифы разных времен и народов, причем героями этих мифов были на самом деле разные личности, как исторические, так и неисторические. К Средним векам образ Кришны принял уже более четкую форму, с которой, собственно, вайшнавы сегодня и знакомы. Можно ли в него безоговорочно верить? Я верил. Но теперь уже не верю. И поражаюсь своей былой слепоте и доверчивости.

Причина 9. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Церкви. В Церкви хранятся и живут все духовные богатства, которые были когда-либо переданы человечеству Богом. В Церкви присутствует Божественная Любовь в столь великой мере, что покрывает все наши пороки и несовершенства. Приобщаясь к Церкви, мы становимся частью Тела трансцендентного Бога, и нет на земле большего блаженства, чем переживание такого единения с любимым Господом. Таким образом, царство Божие, Его духовный мир, реализуется уже здесь, на земле, и человек - всегда слабый и несовершенный человек - приглашается и приобщается к божественной жизни уже здесь и сейчас. Церковь являет на земле Бога, будучи в некотором смысле Его всегда пребывающей с нами аватарой . Тот, кто однажды вкусил нектар сопричастия Церкви, не променяет его ни на что другое. Я был найден Церковью, спасен и очищен. Здесь я вижу Христа.

Причина 10. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Христа. В данном случае я имею ввиду не только личную привязанность к Нему как к моему Учителю. Безусловно, такая привязанность и личные отношения дорогого стоят. Но и в вайшнавизме люди часто преданны и послушны своим учителям. Здесь же я хочу сказать о Христе, как о милостивом и любящем Боге, который пришел на землю 2000 лет назад и поныне пребывает с нами.

Все христианство зиждется на непосредственном общении с Богом-Христом, как Он сказал «се, Я с вами во все дни до скончания века». Христианство начинается со встречи со Христом и никогда уже не заканчивается. То, чем вайшнавизм обещает закончиться - встреча с Богом, в христианстве является всего лишь первым шагом, поскольку Сам Бог уже пришел к нам, спустился с небес и стал человеком, освободил нас из рабства греху и назвал Своими друзьями. Поэтому христиане не ищут Бога - Он найден с самого начала, но служат Ему, уже здесь и сейчас развивают личные с Ним отношения. Наша парадигма - не поиск, наша парадигма - исправление себя в соответствие с идеалами Иисуса. И, конечно, позитивное преданное служение Ему, вдохновленное Его присутствием, помощью и любовью. Наше служение - ответ на любовь Бога, а вовсе не попытка таковую призвать.

Бог любит нас, и нигде и ни в ком любовь Господа так ни проявляется так полно, как в Иисусе Христе - Его ипостаси, сделавшейся воспринимаемой человеческими чувствами.

В вайшнавизме же, несмотря на все заверения о «принятии Христа», о признании Его мировым гуру, Самого Иисуса не было и нет. Где нет Христа, там нет Бога. Именно поэтому я не вайшнав.

1. Вайшнавизм - течение в индуизме, почитающее верховным богом Вишну или Кришну.

2. Бхакта - то же, что верный; почитатель и поклонник того или иного божества.

3. Брахмачари - кришнаитский монах.

4. Брахман - индуистский священнослужитель, уполномоченный проповедовать, совершать жертвоприношения и служить в храмах.

5. Гуру - духовный учитель.

6. Харе Кришна мантра - основная молитва вайшнавов, состоящая из имен Кришны. Ее поют, повторяют на четках, на нее медитируют.

7. Мантра гайятри - особенная молитва, которую повторяют только мужчины-брахманы.

8. Шастры - санскритское название священных писаний.

9. Карма - последствия деятельности человека, определяющие его судьбу.

10. Термин встречается у Кришны Чайтаньи в Шикшаштаке.

11. Веды - наиболее древние писания индуизма, содержащие предписания поклонения различным богам, а также заклинания, магические ритуалы и славословия.

12. Упанишады - более поздние по сравнению с Ведами произведения. В них содержатся размышления о природе высшей Истины, о духовном мире и человеческой душе.

13. Пураны - самые поздние по времени написания индуистские тексты, представляющие собой эпические истории из жизни различных мудрецов, святых, богов. Также Пураны содержат наставления касательно поклонения богам и философские поучения. Вайшнавы признают правильными только три Пураны из 18-ти.

14. Самсара - круговорот повторяющихся рождений и смертей, в который, по учению вайшнавов, ввергаются непреданные Богу души.

15. Сампрадая - цепь преемственности, по которой от учителя к ученику передаются духовные знания и мантры.

16. Ачарья - букв. тот, кто учит собственным примером; авторитетный наставник в вайшнавизме.

17. Аватара - нисшествие Всевышнего на землю и воплощение в земном образе.

Михаил Шелудько

Вишнуизм

Вайшнавизм или вишнуизм (санскр. वैष्णव धर्म) - одно из основных направлений индуизма, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам (преимущественно Кришне и Раме). Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких текстах, как «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита».

Последователей вайшнавизма обычно называют вайшнавы или вишнуиты.

Согласно статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии.

Гаудия-вайшнавизм, являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру. Это произошло в основном благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны.

Термин «вайшнавизм» образовано путём прибавления суффикса «-изм» к санскритскому слову «вайшнава» (санскр. वैष्णव, vaiṣṇava IAST), которое в свою очередь происходит от «вишну» и означает «поклонник или последователь Вишну».

Вишну как Верховный Бог

Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну или Нараяна является Верховной формой Бога, а Его аватары (такие как Кришна, Рама и Нарасимха), упомянутые в Пуранах, выступают как различные Его воплощения и ипостаси. В таких традициях кришнаитского бхакти, как Валлабха-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Кришна, а не Вишну, рассматривается как Верховная ипостась Бога и источник всех аватар. Описываемые в Ведах девы (такие как Брахма, Ганеша, Индра и Сурья), относятся к категории обыкновенных живых существ (джив) и считаются слугами Вишну. Тогда как Шива занимает особое промежуточное положение между обыкновенными дживами и Вишну.

Поклонение

Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, сансара, карма, а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение (бхакти) Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имён Вишну (бхаджане или киртане), медитации на его форму (дхаране) и в поклонении мурти Вишну (пудже). Практика поклонения мурти основывается на текстах Панчаратры и различных Самхитах. В своём поклонении вайшнавы видят себя (по крайней мере частично) отдельными или отличными от объекта своего поклонения - Господа Вишну.

В отличие от других школ индуизма, где главной целью является освобождение (мокша) или слияние с верховным Брахманом (как например в школе адвайта-веданты), конечной целью вайшнавской религиозной практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовном мире Вайкунтхе, находящимся за пределами этого иллюзорного мира (майи). В «Бхагавата-пуране» описываются три основных ипостаси Абсолюта - Брахман, Параматма и Бхагаван, - которые соответственно рассматриваются как три ипостаси Вишну или Кришны: Вселенский Вишну, Вишну в сердце каждого живого существа и Личностная форма Вишну.

Духовное посвящение

Вайшнавы обычно следуют процессу духовного посвящения (дикши), которую даёт гуру, руководящий обучением учеников в вайшнавских практиках и философии. Во время дикши ученик, как правило, получает определённую мантру, которую он должен повторять, как про себя так и вслух в качестве процесса поклонения Вишну или одной из его аватар. Этот процесс повторения мантры называется джапа. Система получения духовного посвящения и обучения от гуру основана на наставлениях тех писаний индуизма, которые считаются священными в вайшнавских традициях: Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

Является вайшнавом тот, кто получил посвящение в вайшнавскую мантру и кто посвятил себя поклонению ГосподуВишну. Те, кто не сделали этого, по сути не являются вайшнавами.

Однако священные писания непосредственно относящиеся к линии гаудия-вайшнавизма, основанного Чайтаньей Махапрабху в началеXVI века в Бенгалии, дают несколько более широкое определение вайшнава: Тот, кто произнёс святое имя Кришны хотя бы один раз, - может считаться вайшнавом. Такая личность достойна уважения как самая высшая из людей.

Вайшнавизм в древности и в Средние века

Вайшнавская традиция относит своё происхождение к доисторическим временам, среди исследователей, однако, существуют различные мнения о том, когда и как возник вайшнавизм и какую роль он играл в древнем индийском обществе. По мнению большинства учёных, в том числе Г. М. Бонгард-Левина и Г. Ф. Ильина, вайшнавизм был основным религиозным течением в Индии уже в середине I тысячелетия до н. э., в период Маурьев и Шунгов.

О храмах Рамы и Кешавы упоминается в «Махабхашье» Патанджали. Античный автор Мегасфен рассказывает о том, что индийцы поклоняются могущественному божеству, которое он называет Гераклом. Многие исследователи считают, что Мегасфен имеет в виду Кришну, поскольку по его словам, Геракла особенно почитают в Матхуре, в городе, который издавна связан с поклонением Кришне.

Г. М. Бонгард-Левин и Г. Ф. Ильин также приводят текст знаменитой надписи на колонне Гелиодора, относящейся к II веку до н. э.:

Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы, бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы, прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления.

Интересно, что грек Гелиодор называет себя здесь бхагаватой, то есть почитателем Бхагавана Кришны. По мнению учёных, эта надпись показывает, что Гелиодор был далеко не единственным греком, обратившимся в вайшнавизм и поклонявшимся Кришне как Верховному Богу в ярко выраженом монотеистическом контексте ещё во II веке до н. э.

Сильное влияние вайшнавизма обнаруживается также во времена Гупт. Интересно, что правители этой династии называли себя парама-бхагаватами.

С падением Гуптов культ Вишну перемещается на юг Индии. Здесь, начиная с V-VI века н. э., большую популярность приобретают гимны альваров - вдохновенных поэтов-вайшнавов, подвижников и религиозных учителей. Традиция насчитывает двенадцать альваров. Учение, которое они проповедовали, отличалось терпимостью и было доступным для людей разного общественного положения, что считается весьма примечательным, учитывая строгость кастового общества Индии того времени.

Альвары считали, что единственным качеством человека, делающим его достойным достижения духовного совершенства, является преданность Богу (бхакти). Из биографий альваров мы узнаем, что Кулашекхара был царем, Тирупанна - бедняком, а Тондарадипподи - отверженным грешником. Среди альваров была даже женщина по имени Андал.

Из произведений альваров был составлен сборник под названием «Дивья-прабандха», насчитывавший более четырёх тысяч гимнов. «Дивья-прабандха» был настолько широко известен и пользовался таким уважением, что его называли «Вайшнава-ведой» или «Дравида-ведой».

Период альваров сменился периодом ачарьев - учителей, крупнейшим из которых был Натхамуни. Ачарьи начали разработку философско-богословской доктрины, которая должна была дополнить религиозные гимны альваров. Труды ачарьев послужили фундаментом для создания в XI-XIII веках таких развитых систем философии индуизма как вишишта-адвайта Рамануджи и двайта Мадхвы.

В эту эпоху вайшнавизм, наряду с шиваизмом, утверждается как одно из главных религиозных направлений в Индии. Популярность приобретают религиозные центры вайшнавов - Шрирангам, Тирупати, Удупи и Пури. Начинается подъём религиозного-реформаторского движения, которое принято называть движением бхакти.

Вишну и вайшнавизм в традиционной литературе индуизма

О Вишну мы узнаем ещё из «Риг-веды». Здесь это имя встречается значительно реже, чем имена основных девов ведийского пантеона, таких как Индра, Агни и Варуна. Однако Вишну «Риг-веды» - это «зародыш риты» - мирового ведийского закона, предвестника дхармы, это «тот, кто покрывает вселенную шагами». В «Вишну-сукте», одном из гимнов «Риг-веды», говорится о высшей обители Вишну как о высочайшей. Вишну «Риг-веды» - хранитель вселенной, поддерживающий и оберегающий её законы. В «Шатапатха-брахмане» Вишну предстаёт олицетворённым жертвоприношением. Знаменитый ригведийский гимн «Пуруша-сукта» описывает Вишну как вселенское сверхсущество.

В Ведах мы находим тексты, свидетельствующие о монотеистических тенденциях. Так, например, в «Риг-веде» сказано:

Есть лишь одна реальность, которую мудрецы называют разными именами: Агни, Яма, Матаришва.

Здесь же мы впервые встречаем понятие шраддхи (веры). В «Сама-веде» «шраддха» описывается как мать всякого обряда. Это очень важно, поскольку позднее, в сочинениях вайшнавов, шраддха отождествляется с первой ступенью бхакти, а «бхакти» подразумевает глубокую и твёрдую веру в единый избранный объект поклонения.

В «Махабхарате» мы встречаемся с вайшнавизмом в ясно выраженной форме. Частью «Махабхараты» является «Бхагавад-гита», которая по своему значению приравнивается к Упанишадам и является одним из главных священных текстов древнеиндийской литературы, признаваемым практическим всеми традиционными религиозно-философскими школами Индии. В «Бхагавад-гите» (15.18, 18.55) Кришна предстает как Верховная Личность Бога (Пурушоттама), познать которую можно посредством бхакти.

Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше всех - бренных и неизменных, и потому во всем мире и во всех Ведах Меня славят как Верховную Личность.
Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью бхакти. И когда благодаря бхакти все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога.

Наиболее ярко и развёрнуто вайшнавизм представлен в Пуранах - в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной», вместе с которыми её относят к величайшим эпическим произведениям Индии, до сих пор является одним из наиболее популярных и читаемых традиционных текстов. В этом произведении содержится описание деяний Кришны, а также тексты, имеющие философское и богословское значение, в сочетании со множеством историй о том, как в разные времена риши и святые достигали духовного совершенства путём бхакти.

Религия вайшнавизм - это теистическое философско-религиозное учение или секта. Википедия отмечает, что главная черта учения вайшнавизм это естественно почитание бога Вишну как Верховной Личности Бога. Сам термин вайшнавизм образован соответственно от слова вайшнавы, что в переводе с санскрита обозначает - принадлежащие Вишну или относящиеся к Вишну. Секта вайшнавизм - это одно из самых распространенных направлений в индуизме. Вайшнавизм занимает примерно около 70% от всех индуистов. Существует несколько направлений, таких как гаудия вайшнавизм.
Религия вайшнавизм разделяется как секта на два направления, в одном из которых изначальной Верховной Личностью Бога считается именно Господь Вишну, а в другом, это бенгальский вайшнавизм, центральное место занимает Господь Кришна.
Религия вайшнавизм бенгальский вариант была основана величайшим индийским религиозным проповедником и реформатором Шри Чайтанья Махапрабху, который жил в 1486 -1533 годах. Основоположник религии вайшнавизм провозглашал равенство всех людей перед Богом. Он считал, что универсальным духовным путем для всех людей на земле, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является путь непрерывного преданного служения Богу в состоянии любви. Бенгальский вайшнавизм и такой путь называется бхакти-йога.
Можно отметить, что благодаря такому универсализму, а также своеобразной простоте практики бхакти-йоги, бенгальский вайшнавизм получил широкое распространение по всему миру в наши дни.
Религия вайшнавизм, в отличие от других религиозных течений, делает акцент на практике самого преданного служения, показывая его преимущество и привлекательность по сравнению с освобождением или мокшей.
Религия вайшнавизм имеет в своей основе так называемые Итихасы, то есть Махабхарата и Рамаяна, а также Пураны, то есть Брахма, Бхагавата, Вишну, Падма и многие другие. Следует сказать, что популярное учение Бхагават-Гита является лишь частью Махабхараты, написанной мудрецом Вьясой около 5000 лет назад.
В религии вайшнавизм существует помимо всего прочего такое понятие сампрадаи. Это ветви или, можно сказать, направления, по которым Господь Кришна или Господь Вишну передал знание о сути Бога, о всем духовном и материальном мире, а также о законах материального мира. Далее, как описывает религия вайшнавизм, эти знания передавались по цепи ученической преемственности или парампаре, которая уделяла особое внимание тому, чтобы слова Бога передавались точно без любых искажений, и Его послание дошло до людей в своем первоначальном виде.
Религия вайшнавизм и четыре сампрадаи:
Шри-сампрадая - это знание было передано Богине Лакшми, а основателем парампары является духовный учитель Рамануджачарья.
Брахма-сампрадая -это знание было передано Господу Брахме, а основателем парампары является Мадхавачарья. Она получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда, что в переводе означает непостижимое единство и различие, которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху.
Рудра-сампрадая – это знание, которое было передано Господу Шиве, а основателем парампары стал Валлабхачарья.
Кумара-сампрадая – это знание было передано четырем Кумарам, а основателем парампары стал Нимбаркачарья.
Гаудиа вайшнавизм это наиболее распространенное учение, особенно на Западе, благодаря А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде, который возродил и вдохнул новую жизнь в учение Шри Чайтанья Махапрабху. Дело в том, что начиная с 1965 года он начал свою проповедь в Америке. После этого гаудия вайшнавизм известно уж всему миру. В 1966 году в было зарегистрировано Международное Общество Сознания Кришна, что дает понимание как быстро идеи могут захватить людей при должном распространении их истинными учителями. Религия вайшнавизм или его направление гаудия вайшнавизм проникла в Россию в 1971 году. Сейчас гаудия вайшнавизм действует более чем в ста странах.

Одно из основных направлений в индуизме, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам, в основном Кришне и Раме, как Верховному Богу. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад-Бхагаватам» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед.

Последователей вайшнавизма обычно называют вайшна́вы или вишнуи́ты. Вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии.

Гаудия-вайшнавизм, также известный как кришнаизм и являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру и многими последователями и исследователями считается по праву самостоятельным направлением индуизма.\. Это произошло в основном благодаря проповеди А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны.

Статьи по теме: