Иоанн, епископ ростовский (суздальский) - владимир - история - каталог статей - любовь без условий. Святитель иоанн готский, епископ крымской готии Память о Владыке

Святитель ИОАНН ГОТСКИЙ

Святитель Иоанн Готский был епископом Крымской Готии, простиравшей свои впадения от устья реки Качи на юго-западе до Караби-яйлы на юго-востоке Таврики. Будущий святитель родился в 20-е годы VIII века. У его родителей Льва и Фотины долго не было детей, они слезно молились о рождении ребенка и обещали посвятить его служению Богу.

Начало деятельности Иоанна в роли священнослужителя совпало с завоеванием Горного Крыма хазарами, а в Византии в это время начинались гонения на почитателей икон.

Епископ Крымской Готии, предшественник святого Иоанна, за согласие с иконоборческой ересью был возведен в митрополиты и направлен императором Константином V в богатую Фракийскую Гераклею. Православные Готии предлагают в епископы Иоанна, уроженца Партенита. Узнав об этом и понимая, что здесь рукоположение для него невозможно, будущий архипастырь направляется в Иерусалим, где проводит три года. По возвращении со Святой Земли он направляется в Грузию, сохранившуюся от распространения иконоборчества, где и рукополагается во епископы.

После смерти императоров-иконоборцев во главе византийского правительства оказалась вдова Льва IV Ирина. Святитель Иоанн Готский посылает императрице свиток с изложением веры: изречениями из Библии и святых отцов об иконах, честных мощах и заступлении севятых, а затем и сам по ее приглашению прибывает в Константинополь. Здесь он активно проповедует принятие икон и призывает к официальному восстановлению иконопочитания.


Вскоре святитель Иоанн возвращается в Таврику, где разделяет со своим народом скорби и лишения от хазар, захвативших земли Готии. В 787 году в Готии, находившейся под властью хазар, вспыхнуло народное восстание, поддержанное светским правителем области. Иоанн был одним из инициаторов заговора и активно участвовал в нем. Хазарский гарнизон был изгнан из столицы области - Дороса (Мангупа). Но хазарский каган вскоре опять овладел городом. Иоанн был выдан хазарам. Каган сохранил ему жизнь и заключил в тюрьму в Фуллах. Оттуда Иоанн бежал и, скрываясь от преследования язычников, архиепископ на четыре года удаляется в город Амастриду (ныне город Амасра в Турции).

В 787 году в Никее был созван собор, который получил название VII Вселенского. Иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы отказались от своих убеждений. Сам Иоанн Готский на Никейском соборе не присутствовал. За него подписался монах Кирилл: «представитель Иоанна, епископа Готов».

Узнав о смерти хазарского правителя, нарушившего когда-то мирную жизнь Готии, святитель сказал: «И я, братия мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею и Богом». И действительно, через сорок дней, 26 июня 790 года, он тихо скончался. Тело владыки епископ Амастридский Георгий и горожане со всей торжественностью погрузили на корабль и отправили в . Здесь святого погребли в основанном им монастыре святых апостолов Петра и Павла.


В 60-е годы XIX века в обнаружили древнюю христианскую базилику со строительной надписью 1427 года:

«Этот всечестный и божественный храм святых, славных и первоверховных апостолов Петра и Павла был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим, архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в леть 6936 индикта 6-го (1427 г.), в десятый день сентября».

Позднее этот храм был почти полностью раскопан известным русским археологом Н.И. Репниковым, однако мощи святителя обретены не были.

По другой версии тело погребено в парфенонском монастыре - нынешнем святого Георгия, близ мыса Фиолент, что возле Балаклавы.

Через Партенит протекает река святителя Иоанна Готского, имеющая много имен: Аян-Узень, Ай-Ян-Дере, Аян, Аян-Дере, просто Узень. В долине этой реки существует еще не менее десяти водных источников, прославляющих имя партенитского подвижника.

В истории человечества встречаются такие личности, которые, не­когда появившись, проходят затем через века, через доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди - поистине вечные спутники человечества. Речь может идти о политических и го­сударственных деятелях, о представителях науки, культуры и искусства, об ощутимом вкладе, внесенном ими в развитие человеческого обще­ства, его материального и духовного бытия. К числу таких вечных спут­ников человечества принадлежит Иоанн Готский.

Актуальность данной статьи обусловлена, с одной стороны, боль­шим интересом к теме, с другой стороны, ее недостаточной разрабо­танностью. Кто же этот человек и за какие заслуги он был причислен православной церковью к лику святых? О его жизни и деятельности мы в основном знаем из «Жития Иоанна Готского». До наших дней до­шли три варианта «Жития»: вариант 1 содержится в греческом синак­сарии, один из которых находится в Оксфордской церкви в Велико­британии; вариант 2 содержится в синаксарии Константинопольской церкви; вариант 3 - наиболее полный, так как содержит в себе текст жития вмести с чудесами преподобного Иоанна, есть как в ватиканской рукописи X ст., так и в афонской рукописи XI ст. Житие повествует о событиях и процессах, протекавших на территории южного Крыма во второй половине VIII в. Этот источник дает нам широкую панораму социально-политической и идеологической жизни Таврики в то время.

В первую очередь это касается представления о времени образова­ния Готской епархии, об идеологических приоритетах местных светских и церковных властей в период иконоборческих споров, о характере и степени византийского влияния в Крыму, о византийско-хазарских от­ношениях на полуострове. Кроме того, «Житие Иоанна Готского» со­держит важные сведения по истории Византии иконоборческого пери­ода. Жизнь и деятельность епископа Иоанна чтилась и при его земной жизни, и после упокоения святого. Время позволяет теперь взглянуть на Иоанна Готского с более чем тысячелетнего расстояния, увидеть его преобразования, личный вклад в строительство государства Крымской Готии, развития Крыма, борьбу за свою веру, укрепление его позиций, его славы, что актуально в наши дни. Что же это за личность? Кто этот человек?

Иоанн родился приблизительно в 720 году, в Партените (на южном берегу Крыма). Всю свою жизнь Иоанн посвятил служению Богу и вско­ре стал одним из авторитетных священников Херсонской епархии. При­мерно в двадцатилетнем возрасте постригся в монахи и до самой смерти служил Богу, людям и родной земле. В середине VIII ст. (751–753 гг.) Ио­анн осуществил поездку в Иерусалим, где обучался православию и имел беседы с иерусалимским патриархом. В 754–755 гг. тогдашний епископ готский после знаменитого собора стал Константином, митрополитом столицы Гераклеи Фракийской.

Жители Готии, оставаясь искренними православными, выдвинули во владыки преподобного Иоанна и отправили его принимать освяще­ние не в Византию, а в Иверию (современную Грузию), потому что офи­циально Константинополь отказал Иоанну от вступления в епископы, тем более что тогда иконоборчество было в самом разгаре. А в Иверию потому, что тамошний католикос был горячим сторонником традици­онных взглядов. Освящение произошло в Мцхети - столице Иверии, в соборе Святых Апостолов (Св. Петра и Павла), где-то в 756–757 гг. Като­ликос Картли Иоанн III посвятил Иоанна Готского в епископы, дальше Иоанн Готский активно выступал против иконоборчества, за сохране­ние единства христианства. Историки в связи с этим сделали вывод, что Таврика стала во времена Иоанна приютом для многих гонимых иконо­борцами, что оказало существенное влияние на укрепление и обогаще­ние христианской церкви на территории тогдашней Украины, распро­странение православия среди многих ее этнических сообществ.

Про авторитет преподобного Иоанна в православном мире свиде­тельствует поездка его в Константинополь. Его пригласила регентша Ирина, которая правила Византией за своего малолетнего сына Кон­стантина IV, для личной консультации, для «откровенного разговора» о значимости святых икон. Это значит, что Иоанн Готский и вся Готия принимали участие в этом процессе. Видимо, еще одной из задач этого визита было стать архиепископом. Эта часть его миссии не была выпол­нена. Вскоре после этого в Константинополе началась активная подго­товка к проведению Вселенского собора, но в «Житии» нет ни малейше­го намека на участие в этом процессе Иоанна Готского. Это закономерно, поскольку императорский двор, режим Византии, поменял ориентацию, он уже выступает за иконоборчество. Не случайно союз императрицы Ирины со сторонниками этого направления означал проведение VII Вселенского Никейского собора в 787 г., на котором уже было приго­ворено иконоборчество, а сторонники должны были подписать отрече­ние от своих нынешних позиций. Борьба с иконоборцами длилась еще полстолетия. Только 843 г. - год окончательной ликвидации иконобо­черства. Но епископ Иоанн прославился не только благодаря борьбе за чистое православие. Тексты «Жития» характеризуют его выдающуюся роль в борьбе Таврики за свободу против Хазарского каганата.

Он возглавил борьбу жителей против оккупационных войск хазар, вместе со всеми выгнал их гарнизоны из крепости-столицы города До­рос, продолжал борьбу за освобождение земли, перевалов. В историю это событие вошло под названием «Восстание Иоанна Готского» 784–786 гг., то есть выступление светских и церковных кругов Готии против ха­зар. Вот что об этом говорит источник: «А преподобный епископ Иоанн, после этого, вместе со своим народом (паствою) выдан был властителям хазарским, потому что он вошел в соглашение (заговор) с господином Готии и его властями и всем его народом, чтобы не владели страной их вышеназванные хазары. Ибо хаган пославши занял крепость их, назы­ваемую Дорос (совр. Мангуп), и поставил в ней вооруженных стражей. Их-то и выгнал преподобный вместе со своим народом и завладел Кли­сурами (горными проходами, вероятно перекрытыми длинными стена­ми, построенными при Юстиниане I)... Видя, что архиерей предан одним селением, они прибегли к хагану, и он хоть и оказал пощаду господину Готии, но семнадцать рабов, ни в чем неповинных, казнил. А преподоб­ный, заключенный под стражу, получил возможность спастись бегством и переправился в Амастриду, христолюбивый город» .

Ситуация, описанная в источнике, могла сложиться только при ус­ловии изменения отношений между хазарами и Византией. Поэтому ру­ководители выступления и были выданы хазарам «одним селением», то есть собственными подданными. Владыка потом был захвачен кагана­том, они были поражены личностью преподобного, но не отпустили его, а приказали замкнуть в тюрьме крепости Фуллы (еврейская крепость). Оттуда епископ сбежал с помощью коменданта тюрьмы. Почему комен­дант помог Иоанну Готскому? Иоанн вылечил его сына. Мальчик не мог ходить, а Иоанн благодаря одному прикосновению вылечил его. Он при­был в Амастриду, где жил в 787–791 гг. и умер. Останки Иоанна были отправлены на родину, куда прибыли 29 июня 791 года. Там они были похоронены в партенитском монастыре Святых Апостолов. «Положив его во гроб, Георгий, святейший епископ Амастриды, и весь его город сопровождали его, Иоанна, до судна со свечами и фимиамом. И так он был переправлен в свой монастырь, названный в честь Святых Апосто­лов, в Парфенитах, и там был погребен.

Произошло и некое чудо в особенной скорости его переправы. Ибо упокоился он двадцать шестого числа июня месяца, и, отплыв двадцать седьмого, двадцать девятого поспел ко всенощной в монастырь Святых Апостолов» . Епископ Иоанн известен и как целитель болезней. Опи­сание таких чудес тоже есть в его «Житии». «Житие Иоанна Готского», несомненно, самый яркий и часто цитируемый источник по истории раннесредневекового Крыма. Однако первоначальная версия «Жития» не сохранилась.

Святой Иоанн Готский - фигура мировой истории. Он - пламенный оратор, обладавший даром убеждения. Именно он убедил иконоборца па­триарха константинопольского Павла удалиться из патриархии. Памят­ники или места, связанные с деятельностью св. Иоанна Готского, имеют мировое значение. Он сыграл важную роль в развитии веры, государства, политической деятельности. Иоанн - великий патриот, политик, деятель, епископ. В каждом периоде истории человечества мы слышим об Иоанне. Но в период Средневековья мы слышим об одном - об Иоанне Готском.

Богдан В.Г. Украина, г. Донецк

Из семьи священника. Получив хорошую учебную подготовку дома, в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, которое окончил в 1854 году с лестным отзывом в «годичной ведомости» за 1853-1854 учебный год: «Поведения очень хорошего, способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных». В 1860 году окончил полный курс Вологодской духовной семинарии. В 1864 году окончил Московскую духовную академию.

9 ноября 1864 года назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях Вологодской духовной семинарии.

24 апреля 1867 года за курсовое сочинение «О видах т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности» возведён в степень магистра богословия.

15 ноября 1867 года, согласно прошению, перемещён на те же предметы в Ярославскую семинарию, где 9 марта 1868 года назначен помощником инспектора, 10 июля - по избранию членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях.

31 августа 1870 году перемещён в Московскую духовную академию и утвержден в ней секретарём Совета и Правления. Профессор Николай Иванович Субботин характеризовал Кратирова в период его деятельности секретарем совета с самой хорошей стороны: «человек прекрасных нравственных качеств и, несомненно, умный и честный. На него никто не имел недовольства. Человек уживчивый, добрый, простой в обращении и скромный. Всем с готовностью оказывает услугу. Жизнь ведет уединенную, развлечений не любит, в „обществе“ не бывает, сидит больше дома за делом. При всей своей доброте и мягкости, он отличается твердостью характера. Свое мнение, основанное на справедливости, отстаивает твердо. Кроме того, он человек религиозный и преданный Церкви».

Кратирова приглашали в Санкт-Петербург чиновником особых поручений и ректором семинарии, но он отказался.

7 апреля 1883 года он был назначен ректором Харьковской духовной семинарии, 7 мая рукоположен во диакона, 8 мая - во священника и 5 июня возведён в сан протоиерея. Его старанием были выстроены новое семинарское здание под общежитие и здание для преподавателей.

С 4 августа 1884 года кроме ректорства, являлся председателем Харьковского епархиального училищного совета и ответственным редактором богословско-философского журнала «Вера и Разум».

6 марта 1893 года был пострижен в монашество с именем Иоанн, а 7 марта он был возведен в сан архимандрита.

25 апреля 1893 года в Санкт-Петербурге в соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии.

23 августа 1895 года он был перемещён к митрополиту Палладию (Раеву) епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской епархии и 31 августа назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

С 3 октября по 25 декабря 1898 года, во время болезни и затем по кончине (скончался 5 декабря) митрополита Палладия временно управлял Санкт-Петербургской епархией.

3 февраля 1899 году назначен епископом Саратовским и Царицынским на место архиепископа Николая (Налимова).

Осенью 1902 года вызван членом Св. Синода в Санкт-Петербург.

12 марта 1903 года уволен от управления Саратовской кафедрой и назначен штатным членом Московской Синодальной Конторы и управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырём.

5 декабря 1908 года он был уволен от должности штатного члена и от настоятельства в Симоновом монастыре без выдачи пенсии.

Сочинения

  • «О видах, то есть частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности». (Курсовое сочинение).
  • «Два слова на день рождения государя императора Александра Александровича». «Вера и Разум», 1885, т. I, № 6, с. 331-339, 1892, т. II, № 5, с. 265-274.
  • Речь при вступлении на Сумскую епархию. «Саратовские Епархиальные Ведомости» 1899, № 5, с. 199-204.
  • Речь при наречении его во епископа. «Вера и Разум» 1893, № 9, с. 201-203, "Приб. к «ЦВ» 1893, № 18, с. 710-712.

Предлагаем вниманию читателей портала часть доклада епископа. Иоанна (Максимовича) «Положение Православной Церкви после войны» на Втором Всезарубежном Соборе (Сремские Карловцы, 1/14‒11/24 августа 1938 г), посвященную положению Константинопольского Патриархата. Изложенные свт. Иоанном мысли и факты не потеряли актуальности и теперь, 80 лет спустя.

II Всезарубежный Собор

Великая война, потрясшая все государственные и культурные основы на значительной части земного шара, давшая новое направление истории многих народов и государств, конечно, сильно отразилась и на положении Православной Церкви. Одни Поместные Церкви получили возможность свободнее и лучше развиваться внутренне и внешне, ​другие​ оказались в положении гонимых и раздираемых внутренними смутами. В общем же, Православная Церковь подвергается серьезному испытанию и переживает тяжелую эпоху своего существования и делания в мире.

Для обозрения положения Православной Церкви в настоящее время необходимо отдельно рассмотреть состояние каждой Поместной Церкви.

1. Первенствующая из Православных Церквей, Церковь Нового Рима – Константинополя, возглавляемая Патриархом, имеющим титул Вселенского, и посему и сама именуемая Вселенским Патриархатом, пространственно достигла своего кульминационного развития в конце XVIII века. В нее входила тогда вся Малая Азия, весь Балканский полуостров (кроме Черногории), с прилегавшими к ним островами, т. к. ​другие​ самостоятельные Церкви на Балканском полуострове были упразднены и вошли в состав Вселенской Патриархии. Вселенский Патриарх получил от турецкого султана, еще до взятия Константинополя турками, титул ​Милет​-Баш, т. е. Глава народа, и считался главою всего православного населения турецкой империи, что не мешало, однако, турецкому правительству по всяким поводам сменять Патриархов и назначать новые выборы, причем всякий раз с новоизбранного взималась большая подать.

​По-видимому​, последнее обстоятельство имело большое значение при перемене Патриархов турками, почему нередко случалось, что они смененного ими Патриарха вновь допускали на Патриарший престол после смерти одного или нескольких его преемников. Таким образом, многие Патриархи занимали свою кафедру по несколько раз, и каждое вступление на нее сопровождалось взиманием с них особой подати турками.


Для восполнения суммы, выплаченной при вступлении на Патриарший престол, Патриарх взимал сбор с поставленных им митрополитов, а те, в свою очередь, – с поставляемого ими духовенства. Такой порядок пополнения финансов Патриархии накладывал отпечаток на весь строй её жизни. Также заметно сказывалась на Патриархии велико-греческая идея, т. е. стремление к восстановлению Византии, сначала в культурном, а в будущем и в политическом смысле. Для сего на все видные места назначались верные той идее люди, по преимуществу греки из предместья Константинополя ​Фанары​, в котором находилась и Патриархия. Почти всегда ​епископские​ кафедры замещались греками, хотя на Балканском полуострове население было по преимуществу славянское.

С начала XIX столетия начинается освободительное движение среди балканских народов, стремившихся освободиться из-под власти турок. Возникают сначала ​полусамостоятельные​, а затем и совершенно независимые от Турции государства – Сербия, ​Эллада​, Румыния и Болгария. Параллельно с тем шло и образование новых Поместных Церквей, выделявшихся из Вселенского Патриархата. Хотя и с неохотою, под влиянием обстоятельств Вселенские Патриархи допускали автономии Церквей в вассальных ​княжест​​вах​, а затем признали полную самостоятельность Церквей в Сербии, ​Элладе​ и Румынии. Лишь Болгарский вопрос осложнился, ввиду, с одной стороны, нетерпения болгар, еще не добившихся политической самостоятельности, а с другой – благодаря неуступчивости греков. Самовольное провозглашение болгарской ​автокефалии​ на основании султанского фирмана не было признано Патриархией, и в ряде ​епархий​ создалась параллельная иерархия.

Границы ​новообразовавшихся​ Церквей совпадали с границами новых государств, которые все время росли за счет Турции, вместе с тем приобретая новые епархии из состава Патриархата. Тем не менее в 1912-м году, когда началась Балканская война, Вселенский Патриархат имел около 70 ​митрополий​ и несколько ​епископатов​. Война 1912‒13 года отторгла от Турции значительную часть Балканского полуострова с такими большими духовными центрами, как ​Солунь​ и Афон. Великая война 1914‒18 годов на время лишила Турцию целой ​Фракии​ и Малоазиатского побережья с городом Смирна, впрочем, потерянных Грецией в 1922-м году, после неудачного похода греков на Константинополь.

Вселенский Патриарх не мог здесь так легко отпускать из-под своей власти отторгнутые от Турции епархии, как это делал прежде. Шла уже речь о некоторых местах, искони находившихся под духовной властью Константинополя. Однако все же Вселенский Патриарх признал в 1922-м году присоединение к Сербской Церкви всех областей, вошедших в пределы Югославии, согласился на вхождение в состав ​Элладской​ Церкви ряда ​епархий​ в ​Элладском​ государстве, сохраняя, однако, свою юрисдикцию над Афоном, а в 1937-м году признал даже ​автокефалию​ небольшой Албанской Церкви, первоначально им непризнанной.

Пределы Вселенского Патриархата и число его ​епархий​ значительно сократилось. Одновременно Вселенский Патриархат фактически потерял и Малую Азию, хотя она и осталась в его юрисдикции. По мирному договору между Грецией и Турцией в 1923-м году произошел обмен населением между этими державами, так что все греческое население Малой Азии должно было переселиться в ​Элладу​. Древние города, имевшие ​некогда​ большое значение в делах церковных и славные в церковной истории, остались без единого жителя православного вероисповедания. В то же ​время​ Вселенский Патриарх потерял в Турции свое политическое значение, т. к. ​Кемаль​-паша лишил его звания Главы народа. Фактически Вселенскому Патриарху ныне подчинены 5 ​епархий​ в пределах Турции и Афон с окрестными местностями – в Греции. Патриарх до крайности стеснен в проявлении даже бесспорных его прав в церковном управлении в пределах Турции, где рассматривается как обычный турецкий подданный-чиновник, да еще находящийся под надзором правительства. Турецкое правительство, вмешивающееся во все стороны жизни своих граждан, лишь в виде особой привилегии разрешило ему, как и Армянскому Патриарху, ношение длинных волос и одежды, воспретив это остальному духовенству. Патриарх не имеет права свободного выезда из Турции, а в последнее время правительство все настойчивей домогается перевода его в новую столицу – Ангору (древнюю ​Анкиру​), где сейчас нет православных, но где сосредоточено управление всеми отраслями государственной жизни.

Такое внешнее унижение иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой св.св. Златоуста и Богослова. С высоты её – преемник св.св. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха ​Иоакима​ III. Однако к общему упадку Вселенской Патриархии присоединилось направление её деятельности после Великой войны. Потерю ​епархий​, вышедших из её владения, а также потерю своего политического значения в пределах Турции Вселенская Патриархия ​восхотела​ восполнить подчинением себе областей, в которых до настоящего времени не было православной иерархии, а также Церквей тех государств, где правительство не является ​православным​. Так, 5-го апреля 1922 года Патриарх ​Мелетий​ назначил Экзарха западной и центральной Европы с титулом Митрополита ​Фиатирского​ с местопребыванием в Лондоне; 4-го марта 1923 года он же хиротонисал чешского архимандрита ​Савватия​ в Архиепископа Пражского и ​всея​ Чехии; 15-го апреля 1921 года основана митрополия Венгерская и всей центральной Европы с кафедрой в Будапеште, хотя там уже был сербский епископ. В Америке устанавливается ​архиепископия​, подчиненная Вселенскому престолу; затем в 1924-м году создается епархия в Австралии с кафедрой в Сиднее. С 1938 года Архиепископу Австралийскому подчинена Индия. В то же время происходит подчинение отдельных частей Русской Православной Церкви, оказавшихся ​отторженными​ от России. Так, 9 июня 1923 года Вселенский Патриарх принимает в свою юрисдикцию Финляндскую епархию, как автономную Финляндскую Церковь; 23 августа 1923 года на таких же правах подчинена Церковь Эстонская; 13 ноября 1924 года Патриарх Григорий VII признал ​автокефалию​ Польской Церкви под надзором Вселенской Патриархии, т. е. скорее автономию. В марте 1936 года Вселенский Патриарх принял в свою юрисдикцию Латвию. Не ограничиваясь принятием в свою юрисдикцию Церквей отпавших от России окраин, Патриарх ​Фотий​ принял в свою юрисдикцию русского митрополита в Западной Европе ​Евлогия​ с подчиненными ему приходами, а 28 февраля 1937 года архиепископ юрисдикции Вселенского Патриарха в Америке рукоположил епископа ​Феодора​-Богдана ​(Шпилько​) для Украинской Церкви в Северной Америке.

Таким образом, Вселенский Патриарх стал действительно Вселенским по пространству территории, ему теоретически подчиненной. Почти весь земной шар, кроме небольших пространств трех ​Патриархатов​ да территории Советской России, по представлению деятелей Вселенской Патриархии, входит в состав Вселенского Патриархата. Безгранично расширяя свои вожделения о подчинении себе русских областей, Константинопольские Патриархи стали заявлять даже о незаконности присоединения Киева к Московскому Патриархату и о том, что существовавшая прежде Киевская Южно-русская митрополия должна подчиниться Константинопольскому престолу.

Таковая точка зрения не только выражена ясно в ​томосе​ от 13 ноября 1924 г. по поводу отделения Польской Церкви, но и проводится Патриархами весьма последовательно. Так, рукоположенному, с разрешения Вселенского Патриарха, викарию митрополита ​Евлогия​ в Париже присваивается титул епископа ​Херсонесского​, словно Херсонес, находящийся ныне на территории России, подчинен Вселенскому Патриарху. Следующим последовательным шагом Вселенской Патриархии было бы объявление всей России под юрисдикцией Константинополя.

Однако действительная духовная мощь и даже действительные пределы власти далеко не соответствуют такому ​самовозвышению​ Константинополя. Не говоря уже о том, что почти везде власть Патриарха весьма призрачна и заключается главным образом в утверждении избранных на местах епископов или послании таковых из Константинополя, ​многие​ страны, которые Константинополь считает себе подчиненными, совершенно не имеют паствы, находящейся под его юрисдикцией.

Нравственный авторитет Константинопольского Патриарха также пал весьма низко, ввиду крайней неустойчивости его в церковных делах. Так, Патриарх ​Мелетий​ IV устраивал «Всеправославный конгресс» из представителей отдельных Церквей, который постановил ввести новый стиль.

Постановление это, признанное лишь частью Церкви, внесло страшный раскол среди православных. Патриарх Григорий VII признал постановление ​«Живоцерковного»​ собора о низложении Патриарха Тихона, которого незадолго перед тем Константинопольский Синод объявил «исповедником», и затем вступил в общение с «обновленцами» в России, которое поддерживается доныне.

В общем, Вселенский Патриархат, в теории обнимающий почти всю вселенную, а фактически простирающий свою власть лишь на несколько ​епархий​, в остальных же местах лишь осуществляющий верховный поверхностный надзор и получающий за то некоторые доходы, преследуемый властью на месте своего пребывания и не поддерживаемый никакой государственной силой извне, потерявший значение Столпа Истины и сделавшийся сам источником разделения, а в то же время охваченный непомерным властолюбием, – представляет жалостное зрелище, напоминающее ​наихудшие​ времена истории ​Царьградской​ кафедры.

Епископ Иоанн (Максимович)

Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей. – Белград, 1939. – С. 389‒394.

ИОАНН (СВЯТОЙ, ЕПИСКОП ГОТСКИЙ)

Иоанн - святой, епископ готский в Крыму, уроженец гор. Партенита. В 754 г., когда готский епископ, из угождения императору Константину Копрониму, подписал определения инокоборческого собора в Константинополе и в награду за то был сделан митрополитом ираклийским, готы на место отступника избрали Иоанна. Около 780 г. Иоанн был в Царьграде и беседовал там с императрицей Ириной о правой вере. Возвратившись, застал главный город своей епархии занятым хазарами, которых готы, по убеждению Иоанна, изгнали. Но каган хазарский вскоре опять овладел городом, и Иоанн должен был искать спасения в бегстве на море. Умер около 785 г. Останки его были погребены в парфенонском монастыре - нынешнем св. Георгия, близ Балаклавы. Православная церковь причислила Иоанна к лику святых. Память 26 июня.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОАНН (СВЯТОЙ, ЕПИСКОП ГОТСКИЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕПИСКОП в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне епископа - означает для преподавателей и писателей страдания и великие душевные муки, вызванные запутанными делами.Для торговца - …
  • ЕПИСКОП в Кратком религиозном словаре:
    Епископ (греч. episkopos - надзиратель, блюститель) - священнослужитель высшей (третьей) степени в церковной иерархии большинства христианских церквей. Первое упоминание о …
  • ЕПИСКОП в Словаре церковных терминов:
    (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне …
  • ИОАНН
    (благодать Божия) - имя различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании Ветх. и Нов. Завета, именно: 2Езд 8:38 - сын Акатана, …
  • ЕПИСКОП в Библейской энциклопедии Никифора:
    (блюститель, надзиратель) - одна из необходимых степеней священства, первая и высшая, так как епископ не только совершает таинства, но имеет …
  • СВЯТОЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. святость ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ЕПИСКОП в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископ (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово …
  • ИОАНН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 423-425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН в биографиях Монархов:
    Римский император в 423—425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ЕПИСКОП в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. episkopos) в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с …
  • ЕПИСКОП в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греческое episkopos, буквально- наблюдатель), в православной, католической и англиканской церквах высший духовный сан священнослужителей, глава церковно-административных территориальных единиц (епархий, диоцезов). …
  • СВЯТОЙ
    святые - В памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так …
  • ИОАНН КОНСТ. ПАТРИАРХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 константинопольских патриархов, из которых замечательны:И. II — патриарх константинопольский, прозванный "каппадокийцем", по месту рождения; избран в 518 г. …
  • ЕПИСКОП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (EpiscopoV - букв. надзиратель, блюститель). В древней Греции это имя носили политические агенты, которых Афины посылали в союзные государства для …
  • ЕПИСКОП в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЕПИСКОП
    (греческое episkopos), в католической, православной, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с …
  • ЕПИСКОП в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Высшее духовное звание в христианской церкви, присваиваемое обычно главе церковного округа (в православной церкви - епархии), а …
  • СВЯТОЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освященная). …
  • ЕПИСКОП в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа. II прил. епископский, -ая, …
  • ГОТСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    см. горец. , -ая, -ое. 1. см. готы. 2. Относящийся к готам, к их языку, образу жизни, культуре, а также …
  • СВЯТОЙ
    "СВЯТ́ОЙ ФОКА", моторно-парусная шхуна эксп. Г.Я. Седова к Сев. полюсу (1912-14). Провела 2 зимовки в р-нах Н. Земли и Земли …
  • СВЯТОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СВЯТ́ОЙ НОС, неск. мысов на побережье Сев. Ледовитого ок.- на юж. берегу моря Лаптевых, на Кольском п-ове и Тиманском берегу …
  • СВЯТОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СВЯТ́ОЙ КРЕСТ, см. Будённовск …
  • СВЯТОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СВЯТ́ОЙ ЕЛЕНЫ ОСТРОВ (Saint Helena Island), вулканич. о-в в юж. части Атлантич. ок. Владение Великобритании. 122 км 2 . Нас. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ФИЛОПОН (5-6 вв.), греч. философ и христ. богослов. Предст. александрийской школы неоплатонизма, автор многочисл. комментариев к Аристотелю. В учении …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Saresberiensis)(ок. 1120-80), философ, предст. шартрской школы, епископ (с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, по происхождению ирландец; с нач. 840-х …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН РИЛЬСКИЙ (ок. 876-946), монах-пустынножитель, святой Болг. церкви, основатель Рильского …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ПАВЕЛ II (Joannes Paulus) (р. 1920), папа Римский с окт. 1978. С 1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), визант. церк. писатель, монах-отшельник, в конце жизни настоятель монастыря на Синае. Автор популярного …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕЙДЕНСКИЙ, Ян Бокелзон (Jan van Leiden, Jan Beukelszoon) (ок. 1509-36), голл. анабаптист, вождь Мюнстерской коммуны (1534-35). …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КУКУЗЕЛЬ, см. Кукузель …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРОНШТАДТСКИЙ (в миру Ив. Ил. Сергиев) (1829-1908), церк. деятель, проповедник, духовный писатель. Протоиерей и настоятель собора Андрея Первозванного в …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча), в христианстве предвозвестник прихода Мессии, предшественник Иисуса Христа; назван Крестителем по обряду крещения, к-рый он …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТА, см. Хуан де ла Крус …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ИТАЛ (2-я пол. 11 в.), визант. философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407), один из гл. отцов Церкви, архиепископ Константинополя (с 397), представитель греч. церк. красноречия. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266-1308), философ, ведущий предст. францисканской схоластики. Его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике - …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДАМАСКИН (ок. 675 - до 753), визант. богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греч. патристики; ведущий идейный противник …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ВОРОТНЕЦИ, см. Ованес Воротнеци …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христ-ве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕССТРАШНЫЙ (Jean sans Реur) (1371-1419), герцог Бургундии с 1404. Глава бургиньонов. Организовал в 1407 убийство герцога Людовика Орлеанского, после …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ (John Lackland) (1167-1216), англ. король с 1199; из династии Плантагенетов. В 1202-04 потерял значит. часть англ. владений во …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ХХIII (Giovanni) (1881-1963), папа Римский с 1958. В 1962 созвал 2-й Ватиканский собор, наметивший пути модернизации культа, организации и …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II Добрый (Jean II le Воn) (1319-64), франц. король с 1350; из династии Валуа. В ходе Столетней войны 1337-1453 …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН VI Кантакузин (ок. 1293-1383), визант. император в 1341-54. Будучи с 1341 регентом малолетнего имп. Иоанна V, возглавил мятеж феод. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН IV (?-1165/66), митрополит Киевский с 1164. После "церковной смуты" при Клименте Смолятиче и Константине I и фактич. расколе митрополии …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (1087-1143), визант. император с 1118; из династии Комнинов. Одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), …
Статьи по теме: