Каноны читать сидя или стоя. Как читать правильные каноны и готовиться к причастию

В дни Великого поста в старообрядческой Церкви большинство христиан приступают к таинству покаяния, а по его совершении, по благословению духовного отца, приобщаются Святых Христовых Тайн. Сегодня мы публикуем статьи, посвященные подготовке к причастию. Этот материал был подготовлен по заказу нашей редакции в 2014 году и с тех пор получил большую популярность. Он был перепечатан на нескольких ресурсах по разрешению редакции с добросовестным указанием прав нашего сайта. Также в сети на файлохранилище для удобства читателей была размещена печатная версия статьи для личного пользования, которая, тем не менее, не дает право на републикацию статьи, о чем мы напоминаем интернет-пиратам.

В старообрядческой традиции, сложившейся в последние столетия, перед причастием обязательны неделя строгого поста (говение) и чтение «Правильных канонов ». Наибольшее затруднение вызывают именно эти загадочные каноны. Каким образом надо ими молиться, рассказано в статьях Ольги Самсоновой «Подготовка ко Святому Причащению » и «Устав о чтении Правильных канонов ».

Готовиться к Таинству Причащения можно Правильными канонами, Псалтырью, а также по лестовке (поклонами или молитвами) — на выбор говеющего (строго постящегося — прим. ред .). Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Однако проблема в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины — одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данной общине. Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым .

Правило ко св. Причащению , совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения: вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Сегодня мы публикуем 2 статьи, посвященные подготовке к причастию.

1. , включает следующие разделы:

  • Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки;
  • Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению;
  • Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров;
  • Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов;

2. , включает следующие разделы:

  • Что такое канон и как он устроен;
  • Порядок чтения Правильных канонов на каждый день;
  • Схема чтения Правильных канонов;
  • Устав о поклонах во время Великого поста.

Большое значение в причастии Святых Тайн имеет, конечно, не только подготовка, но и — что гораздо важнее — понимание смысла самого Таинства Евхаристии. Для этого старообрядческие авторы, специалисты в области Литургики, священнослужители старообрядческих церквей составили учебное пособие, посвященное старообрядческой Литургии. Этот богато иллюстрированный материал доступен на страницах нашего сайта.

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Строка поиска по разделу:

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Лариса) 14 марта 2013г. Отец Роман! Уменя еще один вопрос. Заранее благодарю Вас. Можно ли читать псалмы на рабочем месте, сидя или в транспорте? Если есть время, не хочется тратить его просто так. Хотелось бы больше узнать, чем отличается канон от акафиста, можно ли читать каноны святым в пост? Какое духовное различие существует между ранней и поздней литургией?

Канон - это вид богослужебных гимнов, состоящий из 9 песен. Акафист же - это тоже гимн, но преимущественно хвалебного содержания. В отличие от канона, который, вытеснив собою кондаки, стал неотъемлемой частью богослужения, акафист не так популярен в богослужебной практике. Устав упоминает только Великий акафист, читаемый в субботу 5 недели Великого поста.

Ранняя и поздняя Литургии не имеют никакой разницы в духовном плане. Они существуют только из-за удобства прихожан - одним удобнее пораньше, другим попозже.

Вопрос (Ольга) 14 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман! Можно ли читать акафисты в Великий пост, если я брала благословение на чтение акафиста Богородице "Нечаянная радость" и читаю его каждое воскресенье в 20.30?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Такие вопросы решает духовник индивидуально. У кого вы благословлялись, у того и нужно спрашивать. Это этика. Со стороны могу сказать, что по благословению можно (дома).

Вопрос (Фотиния) 14 марта 2013г. Добрый день, отец Роман! Простите, если что не так. Хотела бы узнать, что читают в молитвеннике на строгий пост перед Великой Пасхой? И сегодня звоню целый день: Идет ли сейчас прием у отца Власия? Еще раз простите, если что не так.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Не совсем понятно, что значит - перед Пасхой? Если вы спрашиваете что читается Великим постом, то все то же - молитвы из молитвослова (утр. вечер. повседневные и т.д.), каноны, псалтирь, по субботам и воскресениям можно акафисты. Если же имелось в виду что вычитывать перед причастием на Пасху, то все также, как и в обычный день. На Светлой седмице подготовка ко причастию состоит из пасхальных часов, пасхального канона и молитв ко святому причащению.

Прием идет.

Будьте здоровы.

Вопрос (Лариса) 13 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман! Разрешено ли читать молебные каноны в дни Поста? Может ли мирянин читать молебный канон Святой Троице? Читала наставления Серафима Саровского, в которых он говорит, что человек не может дерзать обращаться к Святой Троице прямо, только через святых. Правильно ли я поняла? Прошу Вас также посмотреть ссылку http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanonnik/kanon.shtml Могу ли читать приведенные здесь каноны? Очень благодарю.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Молебные каноны можно заменить на покаянные.

Наставление Серафима Саровского не слышал. Но тот факт, что молитва к Пресвятой Троице помещена в предначинательные молитвы, говорит о том, что все могут обращаться к Святой Троице (Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко...). Да и Христос заповедал нам обращаться к Богу, говоря, и если чего попросите от Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин.14:13). Может быть имелось в виду, что грешнику (как не имеющему дерзновения) лучше умолять Бога через Его святых (друзей), которых Господь слушает и чьи прошения исполняет?

Вопрос (Иулия) 13 марта 2013г. Здравствуйте и благословите, отец Роман! Что-то в последнее время молитва остыла совсем, если на первых порах было какое умиление, порывы, могла по долгу молиться, то теперь во время молитвы чувство усталости, мысли разбегаются (хоть в начале и начинаю просить - рассеяный ум мой собери, Господи...). Примется ли такая молитва Богом, если нет сердечности, нет умиления, нет покаяния, а есть просто желание молиться или даже если я делаю это через силу?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ответы на тему молитвы были много раз. Мне трудно их за вас искать. Молитва не будет все время постоянной. Иногда (часто, особенно поначалу) Господь будет нам попускать охлаждение, чтобы проверить наше стремление и намерение молиться. В такие моменты нужно принуждать себя на молитву. Хотя бы понемногу, но молиться. Такая молитва тоже принимается. Смущаться не надо: мысли собирайте, на внимание принуждайте себя и за все укоряйте.

Вопрос (elena) 12 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман. Мне очень нравится слушать беседы, проповеди, толкования святых отцов в аудиозаписи. Слушать хочется часами. Можно ли в это время делать какую-либо домашнюю работу? Какими словами надо обращаться к Богу, когда хочешь сделать что-то во имя Божия? Как посвящать свои дела Господу?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В том и преимущество аудиозаписей, что их можно слушать параллельно другим занятиям (в машине, на кухне и т.д.).

Молитвы можно использовать разные и даже свои. Есть, например, такая: "Господи, благослови мне дело сие начати, пошли помощь Твою святую, да возмогу его совершити во славу Твою" или "Царю Небесный". Совершая дела "во славу Божию", мы тем самым уже посвящаем их Богу. Идеал же этого, когда человек все свои заслуги приписывает не себе, но Богу. Живя по заповедям, наша жизнь посвящается Богу, так как через заповеди и добродетели Его имя прославляется (святится).

Вопрос (Илия) 10 марта 2013г. Батюшка здравствуйте, простите пожалуйста. Есть молитва на освящение копия? Не можем найти. Или для его освящения надо использовать молитву на освящение всякой вещи? Спаси Господи!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Чина освящения отдельно копия нет. Для его освящения нужно использовать "Чин благословения новых сосудов церковных" (Требник в двух частях стр.500). В нем и копие тоже упоминается. Указанный чин совершает священник, не забывайте.

Вопрос (Юлия) 9 марта 2013г. Батюшка, такой еще вопрос, сказано "молитесь за обижающих вас". Ну также Вы отвечали на вопрос кому-то - "молиться за ненавидящих". Стоит это понимать так, что в случае любой вражды нужно за этих людей молиться? Когда мы молимся за обижающих нас, ненавидящих, имеющих на нас зло, обиду - мы тем самым это делаем, чтобы в себе погасить чувство обиды или злобы или вражды к этим людям, или молясь за них, гасится эта злость, вражда, обида, и в их душах тоже по отношению к нам? И еще, как именно правильнее за таких людей молиться - только ли в домашних молитвах (утреннее, вечернее правило), своими словами, или в записочках в храме?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Надо полагать, что в случае любой вражды нужно молиться за людей. Это нужно в первую очередь нам самим, чтобы наша совесть была спокойна и сердце мирно, и чтобы мы могли спокойно приступать с причащению Святых Таин.

Но просить прощение нужно и ради наших недоброжелателей, так как искренность нашего сердца, наше намерение и самоосуждение влияет на того, кто имеет на нас вражду. В Отечнике есть повествование про двух братьев. Они были во вражде. Один пошел к другому, чтобы попросить у него прощения, но тот даже не отворил ему дверей. Тогда первый пошел к старцу и сказал ему об этом. Старец же ответил ему: "Посмотри, нет ли этому причины в твоем сердце, не признаёшь ли ты себя правым, не имеешь ли намерения в своем сердце обвинить своего брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца, и он не отворил тебе дверей. Хотя бы он и был виноват перед тобой, положи в сердце твоем, что ты виноват перед ним и оправдай брата твоего. Тогда Бог вложит в его сердце желение примириться с тобой" (Отечник. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас. 140).

Поэтому нужно понимать, что наше искреннее желание примирения с ближним и молитва о нем, всегда отзовется в его сердце сочувствием к нам, так как Бог положит ему на сердце такое же желание примирения.

Вопрос (Галина) 9 марта 2013г. Здравствуйте, Батюшка! У меня большое горе - моего сына (18 лет) задержали за сбыт наркотика. Сейчас он находится под подпиской о невыезде. Уже целую неделю я не могу найти себе места, душа моя разорвалась на части. Сам он тоже раскаивается в своем грехе. Подскажите, пожалуйста, кому нам молиться о помощи? У него много хронических заболеваний, хотелось, чтобы он получил условное наказание. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Молиться можно святителю Николаю. Правда, он освобождал невиновных от заключения; насчет виновных - не знаю. Молитесь ему или Божией Матери.

Вопрос (Александр) 9 марта 2013г. Здравствуйте Батюшка. Во многих книгах, в письмах старцев написано, что материнская молитва имеет великую силу. Поясните, пожалуйста, почему именно материнская и такую ли силу имеет отцовская молитва? Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Несомненно, что не только материнская, но и отцовская молитва имеет большую силу. Есть даже мнение, что молитва отца преимущественнее матери, так как он глава семьи (патриарх). Я думаю, что нет смысла спорить и доискиваться чья молитва сильнее. Такой шкалы или прибора, способного определить силу молитвы, не существует. Лучше просто родителям молиться за своих чад и воспитывать их в страхе Господнем.

Спрашивает: Стефан

Москва, Православие

Здравствуйте батюшка! У меня вот такой вопрос. Есть три канона, которые читаются перед исповедью. В разных источниках я встречал, что нужно читать молебный канон к Пресвятой Богородице, а другом покаянный. Какой правильно, чтоб не во грех? И какие правила чтения канонов и молитв в домашних условиях, допускается ли молитва, сидя и т.д.? Допустим, если при долгом стоянии начинаешь отвлекаться больше на само стояние, чем на молитву...
Так же хотелось бы узнать, допустимо ли использовать при домашней молитве, чтение канонов, акафистов и пр. использовать записи молитв в исполнении священников и др., которые сейчас выпускаются во многом количестве, молясь мысленно повторяя за молящимся в записи?

Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Степан! Собственно исповедь специальной молитвенной подготовки не предполагает. Особое молитвенное правило вычитывается накануне причастия. Оно действительно обычно кроме непосредственно «Последования ко Святому Причащению» включает в себя три канона - Спасителю, Божьей Матери, Ангелу Хранителю. Какой канон читать - молебный или покаянный, - дело Вашего выбора. Думаю, есть смысл молиться теми словами, которые сегодня имеют для Вас большее значение, скорее касаются души, соответствуют настроению.

Вообще, в выборе молитвенного правила предполагается определённого рода свобода. Оно не может быть одинаковым для всех. Очевидно, время, силы, посвящаемые молитве монахом и человеком, обременённым семьёй и работой - не одно и то же. Люди, приходящие в Церковь отличаются друг от друга возрастом, родом занятий, степенью воцерковлённости…. Тем не менее, апостольская заповедь - непрестанно молитесь (1Фесс. 5:17), относится ко всем. И какой бы неудобоисполнимой она не казалась, во всяком случае, указывает вектор, направление, в сторону которого должна строиться духовная жизнь всякого человека, считающего себя христианином. Бог есть Дух, - без молитвы, без живой связи со своим Творцом и Господом духовной жизни не может быть в принципе…. Не надо обольщаться: то, что ей иногда называют в светской среде, в лучшем случае, - душевные расположения благонамеренного индивидуума….

Можно молиться стоя, сидя, лёжа, в пути, в ожидании, вслух, мысленно про себя…. Главное, чтобы молитва не была механическим вычитыванием текстов, но сопрягалась с чувством благоговения. Ведь не случайно в православных храмах Богу предстоят... Впрочем, мнение, что лучше иногда сидя думать о Боге, нежели стоя о своих ногах, тоже имеет право на существование…. Важно поэтому, выбирая молитвенное правило, не возлагать на себя бремена неудобоносимые. Ибо нередко правило, взятое не по силам, заканчивается оставлением вообще всякой молитвы…. Дело молитвы, как и всякое благое дело, требует в своём совершенствовании и постепенности, и рассудительности.

О молитве можно говорить много. К сожалению, формат нашего общения этого не предполагает. Но есть святые отцы, посвятившие молитвенному деланию свою жизнь, оставившие после себя тома аскетической литературы. Ознакомиться с ней по нынешним временам не так уж и сложно - было бы желание…. Хорошо, если оно реализуется. Однако, должен предупредить: серьёзное отношение к молитве вне стремления жить по евангельским заповедям, без борьбы со своими греховными страстями, может быть опасным, привести к духовной катастрофе. Будьте бдительны….

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность — в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться — это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое. Канон — это свод правил Православной церкви.

Второе. Канон — своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного — грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Таинство Причастия

Причастие — это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него — молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения — первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

несут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них — вот истинная суть покаяния.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Канон перед причастиемтакже следует читать и перед исповедью. Это не механическое озвучивание текста, а целенаправленная подготовка души. Что исповедь не стала формальным ритуалом, а несла очищение и прощение.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие — это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны — каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу — молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела — вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое — мирским делам.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни — попросить божьего прощения, за другие — поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Совмещенные каноны перед причастием

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые — вежливыми. Ленивые — трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Значение канона

Каноны перед исповедью и Причастием это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.

Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.

Хочу увеличить своё молитвенное правило и т.е помимо утренних и вечерних молитвах начать читать каноны.
есть тут православные кто дома читает Каноны..........какие молитвы нужно читать перед началом канонов?
Я нашла в инете правила чтение канонов, но они все разные и какой брать за правила даже и не знаю.
Вот какие варианты я нашла:
Чин келейного правила чтения канонов и акафистов.
А. Для чтения канонов существует определенный чин:
1. вначале читаются предначинательные молитвы,
2. затем 142 псалом,
3. далее Бог Господь и
4. тропарь святому кому читается канон,
5. к тропарю по его гласу читается богородичен,
6. далее следует 50 псалом и
7. сам канон,
8. Достойно есть с земным поклоном,
9. далее трисвятое,
10. кондак канона и
11. богородичен по гласу кондака,
12. Господи помилуй 40 раз и
13. отпуст.
Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Б. Чтения канонов:
Боже, милостив буди ми грешному. (Поклон.)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон.)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон.)
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон.)
Ангеле, храниИтелю мой святый, от всякаго з ла сохрани мя. (Поклон.)
Святый апостоле (или мучениче, или преподобный Отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон.)
Таже:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины..........
4. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)
5. Слава, и ныне.....
6. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша......
7. Господи, помилуй. (Трижды.)
8. Слава, и ныне:
9. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
10. Псалом 50
11. Символ веры
12. Читай какон какой желаешь или акафист
13. Достойно есть Яко воистину........ . (Поклон.)
14. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Чтётся трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
15. Слава, и ныне:
16. Отче наш,
17. Тропари:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву Яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне Яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и Имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
18. Господи, помилуй. (12 раз.)
19. И молитвы на сон грядущим.

В. ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ и АКАФИСТОВ
Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после "седмипоклонного начала":




Затем:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
5. Господи, помилуй (трижды).
6. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
7. Отче наш
8. Господи, помилуй (12 раз).
9. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
10. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон)
11. Псалом 50.
12. Символ веры
13. Затем читается канон и (или) акафист
14. По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста.
15. Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
16. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
17. Господи, помилуй (трижды).
18. По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон).
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек), моли Бога о мне (поклон).
*****************************************************************************
Г. Чин келейного чтения канонов и акафистов.
1. Перед началом всякого правила и по окончании его кладутся следующие поклоны (земные или поясные), кои называются седмипоклонный начал.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон)
2. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный........
4. Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий........ (Трижды),
5. Слава, и ныне
6. Пресвятая Троице
7. Господи, помилуй (Трижды),
8. Слава, и ныне
9. Отче наш:
10. Господи, помилуй (12 раз),
11. Слава и ныне:
12. Приидите, поклонимся: (Трижды),
13. псалом 50-й,
14. Верую
15. и чти каноны c акафисты.
16. Посем, Достойно есть........ (Поклон).
17. Трисвятое и по Отче наш:
18. тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас
19. и молитвы на сон грядущим.
*****************************************************************************
Д. 1. «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава тебе Боже наш, Слава Тебе.
3. Царю Небесный
4. Святый Боже -3 раза
5. Слава и Ныне
6. Пресвятая Троица
7. Господи помилуй 3- раза
8. Слава и Ныне
9. Отче наш
10. Господи помилуй 12 раз
13.Слава и Ныне
14.Прииде, поклонимся -3 раза
15. псалом -50
16. Апллилуя, Алиллуя,Аллилуя, Слава тебе Боже
17. и далее сам Канон или Акафист
18. в конце»Достойно есть..» и окончание как в утренних и вечерних молитвах
***************************************************************************

Статьи по теме: