Обряды и ритуалы на Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Что отмечают на Воздвижение Креста Господня? История и традиции праздника — Этот день считается постным  Православный праздник воздвижение

В данной статье пойдет речь об одном из самых значимых христианских праздников - Воздвижение Креста Господня. Какова история этого праздника, какого числа он отмечается, какие приметы и традиции связаны с этим днем - ответы на все эти вопросы вы найдете здесь.

Что это за праздник

Православная церковь ежегодно отмечает двенадцать главных праздников. Воздвижение Креста Господня - один из них. Этот праздник посвящен Кресту нашего Спасителя. Как известно всем православным христианам, на Кресте был распят Иисус, и с тех пор Крест Господень является главной Святыней православного мира. Праздник символизирует поднятие Креста с земли после того, как он был обретен.

После того как Иисус Христос был распят и воскрес, язычники решили стереть воспоминания об этом знаменательном событии из памяти людской, чтобы следующие поколения не знали о том, что произошло. Они засыпали землей место, где была совершена казнь, а также Гроб Господень. На этом месте они возвели языческий храм, где продолжили поклонение своим божествам.

Прошло ни много ни мало, а целых 300 лет, пока величайшая религиозная Святыня не была вновь обретена. Случилось это при императоре Константине. Таким образом, несмотря на все ухищрения язычников, Крест Господень вернулся к верующим в Христа. И во все века служит защитой и оберегом для всех христиан Земли.

Какого числа Воздвижение Креста Господня? Православная церковь отмечает праздник 27 сентября. Именно в этот день христиане вспоминают великое событие, которое вернуло им одну из самых значимых Святынь христианства.

Из истории

Животворящий Крест, на котором был распят Иисус, был найден матерью императора Константина - царицей Еленой - в пещере вблизи Иерусалима. Это произошло в 326 году. Помощь в этом деле оказал пожилой еврей. Он знал, в каком месте находится Крест, и показал это место равноапостольной царице. Когда откопали под языческим храмом пещеру, в ней нашли три креста.

Как известно по истории, вместе с Иисусом были казнены два разбойника. Табличка с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» лежала отдельно от крестов. Перед нашедшими пещеру людьми встал вопрос о том, как же определить, на каком из них был распят Иисус. Для этого был придуман следующий способ: к тяжело болеющей женщине начали подносить поочередно все три креста, два из них не возымели на женщину никакого влияния, а третий Крест сотворил чудо - женщина выздоровела.

Существует также поверье, что в это время мимо пещеры проносили тело умершего человека для погребения. Все три креста по очереди стали возлагать на тело. Два никак не повлияли на умершего, а Животворящий Крест снова сотворил чудо. Человек воскрес! Таким образом было установлено, какой Крест является животворящим и на каком именно был распят Иисус. Именно через него Господь и совершил чудо и показал его силу.

Что означает Воздвижение Креста Господня

Все присутствующие при вышеописанных событиях люди, в том числе патриарх Макарий и царица Елена, с великой радостью поклонились Кресту и стали его целовать. Узнали об этом великом событии и другие христиане. Много людей собралось на том месте, где был обретен Крест Господень. Каждый христианин жаждал приложиться к этой великой Святыне. Однако народа было так много, что физически невозможно было это сделать. Тогда люди стали просить хотя бы показать им это чудо. Патриарх Макарий встал на возвышенности и несколько раз поднимал (воздвигал) Крест, чтобы все могли Его увидеть. Именно поэтому праздник был назван Воздвижением Креста Господня. Во время поднятия святыни все присутствующие кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!»

Часть от Креста Господня Елена принесла сыну, а другая часть была оставлена в Иерусалиме. Император Константин повелевал, чтобы в Иерусалиме был построен храм Воздвижения Креста Господня. Его строительство продолжалось почти десять лет. Это не единственный храм, который был возведен в честь данного события. Храмы были также воздвигнуты в Февроне, на Елеонской горе и в Вифлееме.

Возвращение из плена

В VII веке произошло другое важное событие - это возвращение Древа Креста из персидского плена. В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим. Город был разграблен, и вместе с другими сокровищами царь забрал в Персию и древо Животворящего Креста. Святыня находилась у иноземцев ровно четырнадцать лет, пока в 628 году император Ираклий не одержал победу над персами. Он заключил с Персией мир и вернул Животворящий Крест на родину в Иерусалим.

Что было дальше с величайшей Святыней христиан, доподлинно не известно. По одной из версий Крест находился на родине до 1245 года, другие же историки считают, что он был разделен на части и разнесен по всему миру. Одна из частей Животворящего Креста по сей день хранится в ковчеге в Иерусалиме в алтаре храма Воскресения.

Обычаи и традиции

Праздник Воздвижение Креста Господня получил начало с событием, которому он посвящен. С тех пор как великая Святыня христиан была обретена, все поколения из года в год почитают и празднуют этот день.

С Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня связано много традиций и обычаев. Так же, как и в любой другой значимый церковный праздник, на Воздвижение проводятся Всенощное бдение и Литургия. Во всех христианских храмах проходят в этот день праздничные службы. Во время службы Крест выносится на середину храма для поклонения. За день до самого праздника существует предпразднство. После дня Воздвижения существует семь дней попразднства. Кроме этого, Воздвижению предшествуют суббота и воскресенье, которые имеют название Суббота и Неделя перед праздником Воздвижения.

Конечно же, верующие христиане обязательно посещают храм в этот день. Они молятся, слушают проповеди об истории обретения Животворящего Креста. Православные христиане поклоняются Кресту, как самой великой Святыне. По традиции в этот праздник совершается крестный ход с молитвами и иконами.

В Воздвижение Креста Господня все христиане молятся о здравии своих близких, а также о благополучии, понимании и счастье в своей семье. Не нужно забывать также и о людях, имеющих в чем-либо нужду. В этот период принято подавать милостыню малоимущим, жертвовать свои средства на нужды храма, а также совершать другие добрые и богоугодные дела. Можно посетить детский дом с подарками и порадовать обделенных родительской любовью детишек. Все, что делается с любовью и заботой о ближних, приближает вас к Богу.

Что нужно делать в этот праздник

Для каждого православного христианина важно, чтобы значимые дни прошли как можно лучше и правильнее, чтобы сделать все максимально полезное для своей семьи и души. День Воздвижения Креста Господня - тоже не исключение из этого правила. Поэтому многих интересует вопрос о том, что же можно делать в этот день, а что нельзя. Возможно, некоторые традиции относятся к суевериям, которые церковь не одобряет. Но все равно очень интересно узнать, что считается полезным делать в этот день.

В первую очередь в этот праздник необходимо соблюдать строгий пост. Этому учит церковь, и так принято по церковным законам. Ни мясо, ни молоко, равно как и другие продукты животного происхождения, употреблять нельзя. Это правило распространяется и на воскресный день, если праздник припадает на него. Многие хозяйки готовили в пищу разнообразные блюда из капусты. Этот овощ как раз в изобилии присутствовал в каждом доме. Различные пироги, запеканки, салаты из капусты украшали праздничный стол. Капусту и жарили, и тушили, и употребляли в квашенном виде. Поэтому день Воздвижения еще негласно называли «Капустницей».

В этот день нелишним будет также окропить свое жилище святой водой. Считается, что данное действие поможет защитить дом от нечистой силы, лихих людей и прочих напастей. При этом желательно читать молитву Животворящему Кресту, потому что именно он - главный символ данного праздника. В домах, где держали скотину, по обычаю в праздник Воздвижения мастерили из дерева небольшие крестики и клали их в яслях и закромах животных. Некоторые люди делали крестики из веток рябины. Эти символы должны были защитить скот и имущество от злых сил, сохранить все в целости и невредимости.

В древности был даже такой обычай: в домах рисовали кресты мелом, чесноком, сажей или кровью животных. Поэтому праздник Воздвижения назывался также Ставров день. «Ставрос» в переводе с греческого означает «крест». Существует также поверье, что, увидев в праздник Воздвижения птиц, которые отлетают на юг, нужно загадывать свое самое заветное желание. Считается, что оно обязательно сбудется.

Что нельзя делать в этот праздник

Помимо того что нужно делать в день Воздвижения, существуют также дела, которые настоятельно не рекомендуется совершать. Во-первых, в этот день, как уже было сказано, нельзя употреблять животную пищу. Во-вторых, нельзя ругаться и сквернословить. Особенно это касается близких людей. Считается, что вся отрицательная энергия, высвобождающаяся в этот момент, вернется бумерангом в троекратном размере.

В-третьих, в этот праздник не рекомендуется заниматься тяжелой работой по дому, например, делать ремонт, рубить дрова и т. д. В принципе, и в другие великие христианские праздники не советуют тяжело трудиться. Лучше провести этот день в молитвах, раздумьях о Боге, в совершении добрых дел по отношению к своим ближним. Конечно, если обстоятельства складываются так, что необходимо что-либо сделать, чтобы предотвратить ущерб имуществу или здоровью людей, данный запрет снимается. Но целенаправленно планировать что-либо грандиозное, требующее трудоемких затрат, не стоит. Тем более если данное действие не безотлагательное и его можно без ущерба для всех отложить на другой день.

В-четвертых, считается, что нельзя начинать в этот день новые дела. Якобы они все будут обречены на провал. Каждый решает для себя, правда это или суеверие, которому не нужно следовать. В старину люди также верили, что нельзя в праздник Воздвижения оставлять открытыми двери. Считалось, что в этот день змеи ищут себе место для зимовки и для этого могут выбрать любой дом. Однако это скорее всего больше связано не с самим праздником, а с временем года, на которое этот праздник припадает.

И совсем уже из древних поверий: считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. Якобы леший обходит свои владения, пересчитывая животных. В это время лучше не попадаться ему на глаза, ибо можно навечно остаться в лесу. Конечно же, в наши времена эти суеверия кажутся нам нелепыми.

Приметы

Приметы Воздвижения Креста Господня связаны в первую очередь с тем, что наступают холода, меняется время года. Крестьяне воспринимали праздник как окончательное наступление осени. Ходила даже такая поговорка: «На Воздвижение шуба за кафтаном тянется», т. е. приходит время доставать теплые вещи. Это тот период, когда последние птицы отлетают на юг, медведи готовятся к зимней спячке, а змеи прячутся в норы.

Считается, что Воздвижение знаменует конец «бабьего лета», т. е. после этого праздника тепла уже ждать не стоит. Завершается также осенняя страда - последний воз движется с поля. Согласно приметам, если на день Воздвижения ударяют заморозки, значит, весна ожидается ранняя.

Для незамужних девушек существовала особая примета. Считалось, что если красавица прочитает особенную молитву семь раз - она обязательно понравится парню, который ей люб.

Для тех верующих, которые строго соблюдают 27 сентября Пост - тоже есть хорошая примета. Существует поверье, что таким людям прощаются все грехи. Конечно же, одного соблюдения Поста мало. Если у человека злые помыслы и дела, то вряд ли ему поможет воздержание от животной пищи. Однако если человек старается жить по Заповедям Божиим, то соблюдение всех рекомендаций и наставлений церкви обязательно пойдут на пользу. Главное - это искренняя вера и старание послужить во славу Божию.

Воздвижение Креста Господня. Икона

Значение икон в христианстве очень велико. Через них, в числе прочего, происходит вероучение. Даже неграмотные люди, глядя на иконы, могут понять, какие события изображены на ней. Соответственно, приходит осознание и понимание ключевых моментов христианства.

Икона Воздвижения Креста Господня отображает события того великого дня, когда христиане обрели наконец-то после долгих и изнуряющих поисков величайшую Святыню - Крест, на котором был распят Иисус Христос. На святом полотне можно увидеть большое скопление народа на фоне храма. В центре находится Патриарх с Крестом. Справа виднеется царица Елена с сыном - царем Константином. На картине присутствует много святителей и верующих. Все благоговейно взирают на древо Животворящего Креста. Иногда на иконе изображено также напоминание о великом чуде, которое сопутствовало данному событию, а именно образ воскресшего умершего, исцеленного прикосновением к святыне.

Икона Воздвижения Животворящего Креста славится своими чудотворными способностями. Перед ней принято молится об исцелении от всяких недугов - мигрени, бесплодия, зубной боли, заболевания костей, суставов и прочее. Святое полотно может исцелить от любой болезни, даже самой запущенной. Известны случаи, когда неизлечимо больные люди, приходя к иконе молиться и просить об исцелении, выздоравливали.

Молитвы

Для православного христианина молитва является и путем, и средством абсолютно для всех достижений. Это источник всякого преуспевания. По мнению Павла Флоренского, молитва является вдыханием Божией благодати. Поэтому молитва должна считаться самым важным занятием на протяжении дня (после деяний во имя милосердия). Перед любым делом человек должен прочитать молитву. Тогда оно начинается с любви и надежды, которые вместе с верой обязательно приведут его к успеху. Читая молитву перед каким-либо событием в своей жизни, вы получаете благословение Божие.

История праздника Воздвижение Креста Господня уникальна. Для верующих людей это, несомненно, одно из самых значимых событий. Истинные православные христиане обязательно идут в этот день в церковь и молятся перед иконой Животворящему Кресту. Если нет возможности посетить церковь, то можно молиться дома.

"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь."

В принципе, строгих правил по поводу того, как молиться, не существует. Не важно, где вы будете это делать - дома или в храме. Главное, чтобы это было искренне с верой и со всей душой. Самое главное условие при совершении молитвы - это выбросить из головы мысли о мирском, встать благоговейно перед образами и вдумчиво прочитать каждое слово с трепетом в душе. Силу молитвы сложно переоценить. Если она произносится с искренней верой, то способна сотворить чудо. Для Господа нет ничего невозможного. То, что для человека кажется неосуществимым, все подвластно Богу. Главное - это верить и надеяться.

Заключение

Открытка лишний раз наглядно продемонстрирует события того великого дня. Визуализация добавит положительных эмоций от праздника, наполнит сердце радостью и счастьем. Нужно делиться своими теплыми чувствами, посылать их окружающим, и тогда любовь, добро, вера и надежда будут только преумножаться во славу Божию.

27 сентября празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый праздник, установленный в память обретения Креста Господня, которое произошло в Иерусалиме около Голгофы — на месте Распятия Иисуса Христа.

Если сравнить Воздвижение с другими двунадесятыми праздниками, то можно отметить, что этот праздник имеет свои особенности. Он и величествен и грустен. С одной стороны, он напоминает о торжестве Христа над смертью, а с другой — о Его страданиях на Кресте и о греховности людей.

Святые равноапостольные Константин и Елена. XII век, Полоцк

Как был обретен Крест Христов

Вскоре после Распятия Христа, святой Крест был утерян. Существует три различные версии предания его обретении. Согласно наиболее древней (IV-V вв.), святой Крест находился под языческим святилищем Венеры. Напомним, что после разрушения Иерусалима римскими войсками Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя, оказались в забвении, а позже, при Адриане, на месте некоторых из них были построены языческие храмы. Город разрушили полностью, по слову Спасителя, Который предсказывал, что «не останется здесь камня на камне».

Но прошло несколько столетий, и во главе Римской империи стал принявший христианство после чудесного явления ему знака Креста император Константин. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя, а его мать императрица Елена горячо желала поехать в Святую землю: найти места земной жизни Христа и среди них в особенности Крест, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен.
Когда языческое святилище было разрушено, обнаружилось три креста, а также табличка (титло) с надписью, сделанной по приказу Пилата на латинском, греческом и еврейском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и гвозди, которыми Он был пригвожден.

Для того чтобы узнать, какой именно из крестов -тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине.

Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на Истинное Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздвижение), поочередно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть ее.

Царица Елена до окончания строительства храма не дожила. Но она успела сделать главное дело своей жизни: поспособствовала утвердиться христианству как самой крупной — и на тот день, и сейчас — мировой религии. За что и была названа равноапостольной — то есть равной апостолам по степени значимости для Церкви.

Другие версии обретения Креста

В Сирии в первой половине V в.возникла иная версия событий. Якобы Крест был обретен не в IV, а в III в. Протоникой, женой императора Клавдия II.
И третья версия, также, видимо, сироийская по происхождению, сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев. В конце концов, один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, все же указал место - храм Венеры.

Святая Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста - и явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо.

Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в. Несмотря на древность первой версии, предания об обретении святого Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано сказание из Пролога, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения Креста Господня, согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Возвращение Креста Господня в Иерусалим

Точная дата обретения святого Креста неизвестна - по всей видимости, это произошло где-то в 325-326 гг. После обретения святого Креста, император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей торжественностью, а около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (то есть освящения) Мартириума и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Позже, в VII веке, стали вспоминать еще одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (это современный Иран). Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать ее удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесен в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошел в ворота.

Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня — сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.

Установление праздника

Праздник Воздвижения Креста Господня изначально был связан с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, т.е. тем событиям, которые и сегодня празднуются 26 сентября и называются в церковном обиходе «Воскресением словущим». По отношению к ним Воздвижение Креста Господня первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения Креста Господня было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

При этом уже в конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы конца IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней: каждый день совершалась Божественная литургия, храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху, а на праздник в Иерусалим приходило множество людей. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень.

Выбор дня празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения, отмечавшегося на 15-й день седьмого месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника Обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста Господня 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня окончательно не решен.

В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение восьми дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления святой Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или святого Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в., Воздвижение Креста Господня постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии преподобного Саввы Освященного, написанного в VI в. преподобным Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не о Воздвижении Креста Господня, то в Житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святому Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что преподобная Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения Креста Господня.

Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник, согласно многим литургическим памятникам византийской традиции.

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения святого Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.

Где Крест Спасителя находится сейчас?

В очень многих местах одновременно. Дело в том, что еще царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византийской империи, Константинополь. По дороге она оставляла небольшие частицы Креста в основанных ею же монастырях, так как каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а совершить для этого путешествие в Иерусалим или Константинополь была возможность далеко не у каждого. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить крест на частицы.

К середине IV в., как свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В двух исследованных археологами разрушенных христианских храмах Северной Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Части Креста Господня, большой фрагмент титло с надписью Пилата, гвозди, орудия Страстей Христовых и перст апостола Фомы, который тот вложил в раны явившегося апостолам Христа, находятся в Риме - в церкви Санта-Кроче ин Джерусалемме. Эта базилика, в которую можно легко пройти пешком по бульвару от Латеранского собора, была основана св. Еленой. По легенде под плитами ее пола находится земля, которую равноапостольная императрица привезла из Иерусалима.

Богослужение Воздвижения

В создании песнопений праздничных вечерни и утрени Воздвижения участвовали Феофан, св. Косма Майумский и другие известные церковные гимнографы.

Прежде всего, их целью было — связать новозаветные события с ветхозаветными, найти в Ветхом Завете прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихир на литии мы слышим: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах переменены руки сотвори».

Составитель канона празднику Воздвижения Креста Господня яркий прообраз Креста усмотрел в действии Моисея при переходе израильтян через Чермное море. Это нашло свое выражение в 1-й песне канона: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, той же обратно фараоновым колесницам ударив, совокупи, вопреки написав непобедимое оружие, тем Христу поим Богу нашему, яко прославися».

Стихиры честнаго Креста, которые поются после изнесения Креста из алтаря на средину храма для поклонения:

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...» «Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся...» «Днесь Владыка твари, и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает; сладость церковная...» «Днесь Неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, я страждет страсти, свобождаяй мя от страстей...»

В конце утрени под праздник установлен особый чин воздвижения Креста. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся, по времени своего происхождения, к 634—644 гг., а в Русской Православной Церкви обряд Воздвижения святого Креста известен с XIII в.

В настоящее время изнесение и Воздвижение Креста Господня совершается в следующем порядке. На всенощном бдении, во время пения Великого славословия, настоятель в полном облачении совершает с диаконом каждение святого престола, на котором лежит святый Крест. По окончании Великого славословия настоятель взимает Крест на главу и исходит северными дверьми — с предшествующим ему свещеносцем и диаконом с кадилом — до Царских врат. По окончании Трисвятого настоятель произносит в Царских вратах: «Премудрость, прости». Певцы поют трижды «Спаси, Господи, люди Твоя...» Затем честный Крест износится обычно на середину церкви перед святыми вратами, алтаря, иерей полагает его на заранее приготовленный аналой, совершает вокруг него троекратное каждение и, если не совершается чин Воздвижения, поется трижды тропарь: «Кресту Твоему покланяемся...», творя земной поклон после каждого пения тропаря. То же поют и певцы, и совершается поклонение Кресту при пении стихир.

В соборных храмах, и в некоторых отдельных церквах, с благословения епархиального архиерея, совершается следующий чин Воздвижения Креста Господня. После изнесения Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три поклона до земли перед святым Крестом — и, взяв Крест, обычно украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» настоятель выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток.

После этого настоятель обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение — лицом к югу. Диакон возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси».

Четвертое воздвижение — лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».
Пятое воздвижение — опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем, отец и братии наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».

По пятом воздвижении певцы сразу, без пауз, поют «Слава, и ныне», «Вознесыйся на крест волею...». Настоятель полагает Крест на аналой и поет: «Кресту Твоему...» трижды, затем то же поют певцы, и начинается чин поклонения святому Кресту. Певцы исполняют положенные стихиры.
По окончании поклонения аналой с Крестом поставляется на солее, по правую сторону от Царских врат, до дня Отдания праздника.

Этот день входит в число двунадесятых праздников

Сегодня, 27 сентября, православные верующие отмечают Воздвижение Креста Господня. Этот праздник установлен в память о том, что в 326 году в Иерусалиме был обретен Крест, на котором, как верят христиане, распяли Иисуса Христа. Этот день является в православие одним из важнейших, и с ним связаны многие традиции.

Согласно церковному преданию, обретение Креста Господня произошло около горы Голгофы - места Распятия Иисуса Христа. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием. Праздник, посвященный этому событию, входит в число двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи - и является одним из наиболее значимых среди них, поскольку посвящен событиям, связанным с Иисусом Христом.

В прошлом этот праздник отмечался на второй день Пасхи, поскольку считается, что именно перед Пасхой крест был обретен. В 335 году праздник Воздвижения Креста Господня было решено перенести на 14 сентября, поскольку накануне этого дня в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Поскольку большая часть православных церквей отмечает праздники по юлианскому календарю или, иными словами, по старому стилю, сейчас этот праздник приходится на 27 сентября по календарю григорианскому.

В праздник православные христиане придерживаются строгого поста, избегая мяса, рыбы, молочных продуктов и яиц, а еду приправляя только растительным маслом.

В народно-христианском календаре этот день носил название Воздвиженье, и в некоторых регионах считался первым днем осени. Восточные славяне считали, что в этот день птицы улетали в теплые края, медведи забирались в берлоги, а пресмыкающиеся сползались в норы.

По традиции, с этого дня начинался период заготовки капусты, а также в него проходили девичьи посиделки, которые порой называли капустенскими вечеринками. По всей вероятности, именно к этой традиции восходит название полушутливых театральных представлений «для своих» - капустников.

Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Иисуса Христа . C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году.

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Основным действием праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения верующим, при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Император Адриан (117-138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Только через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Произошло это во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306-337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной её части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, с помощью Божией одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши».

Константин, желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, отправляется в Иерусалим со своею матерью, благочестивой царицей Еленой , с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию .

Елена начала в Иерусалиме археологические раскопки, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Гора Голгофа, на которой распяли Иисуса Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Еленой оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня - то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов - Христов.

Крест Господень опознали по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Также есть предание, что от возложения Креста Господня воскрес умерший - его проносили мимо для погребения. Отсюда и название - Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположён во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа.

После обретения Креста Господня предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда - Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Иисус Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет и был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день после освящения храма и стало принято праздновать Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Впоследствии Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке.

После победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Святого Креста из плена в 629 году стали праздновать и второе обретение Креста Господня.

Христианскую святыню захватил в плен персидский царь Хосрой II . Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда византийская армия разбила персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария , который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам Византийский император Ираклий.

По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает Ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный Путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и беспрепятственно вошёл в ворота.

О дальнейшей судьбе Креста Господня нет единого мнения. По одним источникам Животворящий Крест оставался до 1245 года в том виде, в каком он был обретён при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

История о монастыре, возведённом по указу царицы Елены в честь Животворящего Креста Господня

Покидая Палестину, царица Елена распилила Крест Господень и взяла с собой лишь его часть. Во время обратного пути из Палестины в Константинополь Святая Елена основала несколько обителей, в каждой из которых оставляла частички Животворящего Креста. Этому предшествовали значимые события. Согласно легенде корабль царицы Елены застал шторм и было принято решение укрыться и переждать стихию в одной из бухт у побережья Кипра.

Ночью Елена увидела дивный сон, в котором ей явился Ангел и сказал, что необходимо построить монастырь и оставить в нём часть Креста Господнего. На следующий день было обнаружено, что с корабля таинственным образом исчез один из крестов. Позже Святая Елена и её спутники увидели этот крест, парящим в воздухе над вершиной горы Олимп.

Благодаря этому знамению царица Елена приняла решение о необходимости возведения монастыря именно на этом месте. Она собственноручно заложила камень в фундамент постройки и подарила церкви один из больших крестов и частицу от Креста Господнего.

Так в 326 году на 700-метровой горе появился Монастырь Ставровуни, который стоит там и поныне. Он неоднократно подвергался нападениям завоевателей, которых было немало за долгую историю монастыря.

В наши дни монастырь Ставровуни полностью восстановлен и продолжает оставаться святым местом для паломников.

Возвышаясь над уровнем моря, монастырь открывает своим посетителям необыкновенный, завораживающий вид. Стоя на смотровой площадке, ощущаешь какое-то необыкновенное чувство невесомости и единения с чем-то действительно великим.

Икона, приобретённая председателем Кипрского отделения ИППО Л. А. Булановым в монастыре «Ставровуни»

На Кипре было построено много храмов и монастырей в честь Животворящего Креста. Вот лишь некоторые из них:
Монастырь Святого Креста. Деревня Омодос.
Монастырь Святого Креста. Деревня Кука.
Монастырь Миртового Креста. Недалеко от деревни Тсада.
Храм Честного Креста. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Платаниса.
Церковь Святого Креста. Деревня Агия Ирини.
Церковь Святого Креста. Деревня Пелендри.

Поэтому на Кипре праздник Воздвижения Креста Господня отмечают с особым почтением и благоговением. А в кипрских семьях детям очень часто дают имена Ставрос (мальчикам) и Ставрулла (девочкам) в честь Святого Креста, почитая особую роль этой христианской реликвии в судьбе и истории своего острова.

На Руси существуют также народные традиции, связанные с праздником Воздвижения Креста Господня.

На Воздвижение соблюдают строгий пост. Кто держит пост, у того жизнь складывается удачно, и он получает прощение всех своих грехов.

В новых храмах колокола и кресты на маковки ставятся только в этот день.

На Воздвижение «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась». Воздвижение празднуется 27-го сентября. В народе считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме. Настоящих зимних морозов ещё не будет, но заморозки с этого дня уже становятся нормой для погоды. Днём можно ходить в расстёгнутой куртке, но утром и вечером нужно одеваться теплее.

На Воздвижение последние птицы отправляются на зимовку. Если вы увидели последний отлёт птиц в этот день, можно загадать желание, и оно обязательно исполниться.

На Воздвижение - осень к зиме быстрее движется. Этот день в народе считался окончанием «бабьего лета».

На Воздвижение «двери на замке, чтобы гады в дом не попали». Именно в этот день все змеи начинают прятаться по своим норам на зимовку. Чтобы змеи не заползли в дом, принято держать двери закрытыми. Будьте в этот день внимательны и не оставляйте двери открытыми.

Чтобы защитить свои дома от бед, в былые времена люди рисовали над дверями кресты - светлый знак не давал «злу» проникнуть в жилище и нарушить благополучие семьи.

На Воздвижение наши предки защищали не только свои дома, но и дороги. Кресты возле дорог были полезны для путников: тот, кто находился в долгом пути, мог остановиться, поклониться кресту.

Поля, с которых убрали урожай, обносили иконами, вознося к Богу просьбу послать хлеб насущный и на будущий год. Люди совершали крестный ход вокруг деревни.

На Воздвижение начинали делать зимние запасы. Особое внимание уделялось капусте, потому праздничные дни иногда именовали «капустницами». Были распространены так называемые «вечера-капустники» - весёлые посиделки. Нарядные девушки ходили в гости рубить капусту, и работа сопровождалась песнями и весёлыми разговорами. Юноши во время таких посиделок приглядывали себе будущих невест. Гостей угощали блюдами из капусты.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

Воздвижение Креста Господня празднуют 27 сентября. Этот день традиционно символизирует переход от осени к зиме. Как и многие православные праздники в Украине Крестовоздвижение наложилось на уже существовавшие народные традиции и приметы. Таким образом вышел симбиоз - соединение христианских и более древних, языческих, обрядов.

Воздвижение Креста Господня - история праздника

Праздник Воздвижение Креста Господня всегда отмечается в один и тот же день - 27 сентября. Это - уникальный праздник для христианства, ведь, не смотря на статус великого, он - единственный, чья история не берет начало в Библии.

Основой для дня Воздвижения Креста Господня стало предание более поздних лет. Согласно этому преданию, в 326 году н.е. у горы Голгофы, на которой распяли Иисуса, был найден Голгофский крест.

Древние книги гласят, что именно в тот год в Иерусалим приехала с визитом императрица Елена, позднее канонизированная и названная Равноапостольной Еленой. Она отправилась в Иерусалим на поиски Господних реликвий. И стала одной из первых, кто провел археологические раскопки в святых местах. Именно благодаря раскопкам под эгидой императрицы был найден Крест Господен, в честь которого и происходит празднество 27 сентября.

Традиции на Крестовоздвижение

На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господнего по традиции положено совершать Всенощное бдение и Литургию, но чаще все проводят праздничное Богослужение.

На Крестовоздвижение благодарят Бога за спасение и просят о здоровье и здоровье своих близких.

Наши предки верили, что животворящий крест защищает все живущее от сглаза, темных сил и зла, поэтому в этот день также освящали в церкви самодельные крестики, которые клали в избы, в хлева, в амбары, в укромные места во дворе, а также воду.

Помимо этого, на Воздвижение соблюдают строгий пост - нельзя есть ни мясные, ни молочные продукты, даже если праздник приходится на воскресенье.

В народе бытуют пословицы: "Кто на Воздвижение постится - тому семь грехов простится" или "Кто на Воздвижение не постится, на того семь грехов воздвигнется".

Что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня

На Крестовоздвижение старались не начинать важных дел. Считалось, что они могут «заморозиться» на полпути, как и погода.

Также старались не отправляться в дальнюю дорогу. Предки считали, что в этот день можно забрести не туда, куда собирался.

В этот день и детям, и взрослым категорически запрещалось гулять на природе. Походы в лес, к водоемам или в поля в этот день предпринимать не рекомендуется.

Приметы на Воздвижение

В этот день змеи в норы прячутся.

На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.

У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.

В Воздвижение с поля последняя копна движется.

С Воздвижения осень к зиме сдвигается.

Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.

В Воздвижение птицы лето за моря уносят.

Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

Молитва воздвижению честного и животворящего Креста Господня

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего.

Статьи по теме: