Можно ли поминать усопших вечером. Что делать, если снится умерший человек? Что такое канун

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода . Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.


Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье , тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.10.2016 06:05

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься...

Александр Ткаченко

С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

Почему православные христиане молятся за своих умерших? Что происходит с человеком после того, как он умирает, и нужны ли ему наши молитвы?

Минута молчания

Поминать умерших можно только когда веришь, что они – живы. Эта, парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается, тем не менее, даже не церковным учением, а обычной человеческой интуицией. “Все там будем…” – так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших. И нужно сказать, что это очень глубокое отношение – глядя на чужую смерть, помнить о своей собственной. Но есть очень важный момент, который в этой формулировке никак не обозначен: а, собственно, где это – “там”? Что находится за чертой, которую уже перешел умерший и которую рано или поздно предстоит пересечь каждому из нас? Если за ней лишь пустота, небытие и полное уничтожение человеческого самосознания, тогда сама фраза “все там будем…” лишается всякого смысла, поскольку никакого “там” в этом случае просто нет и быть не может. Получается, что, поминая наших умерших даже такой простой фразой, мы исповедуем свою веру сразу в три серьезных факта:

1. Биологическая смерть не уничтожает человеческую личность.
2. После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам пока еще, но вполне реальный мир.
3. Переход в этот мир – объективно неизбежен для всех людей, независимо от их личного желания.
Когда близкий человек попадает в больницу, мы навещаем его, носим ему книги, фрукты и куриный бульон в баночке, рассказываем последние новости и, прощаясь, говорим, что завтра обязательно придем к нему снова. Если кто-то из дорогих нам людей находится в заключении, мы тоже знаем, как проявить свою любовь к нему, нам известно, в чем он нуждается, мы собираем ему передачи и шлем посылки, пишем письма, ездим на свидания, короче – делаем все, что может помочь ему перенести тяготы лишения свободы.

Но когда родной человек умирает, это всегда ставит нас в какой-то тупик. Нет, мы, конечно, не стали любить его меньше, горечь разлуки даже усилила наше чувство и помогла понять – как дорог нам тот, кого смерть у нас отняла. Но что делать дальше, как эту нашу любовь выразить, как сделать, чтобы она дошла до любимого и помогла ему, или порадовала его там, где он оказался – этого мы не знаем. У нас просто нет опыта бытия там – за гранью земной жизни, мы даже представить себе не можем, что же происходит с человеком после смерти. А когда не хватает своего личного опыта, вполне разумно обратиться за помощью туда, где подобный опыт имеется, – обратиться к Церкви, которая уже почти две тысячи лет поминает своих умерших и имеет огромное количество свидетельств действенности молитвенного поминовения усопших. Поэтому очень часто смерть близкого человека приводит в Церковь даже тех, для кого мнение Церкви никогда не являлось авторитетным во всех остальных вопросах их жизни.

Вообще, без веры в жизнь после смерти, поминать умерших – довольно бессмысленное занятие. В советский период истории нашей страны была такая традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. Для атеистического государства это был очень логичный ритуал. Сердце человека требовало: “Поблагодари этих людей. За твое спокойное и мирное существование они отдали самое дорогое, что у них было, – свою жизнь. Ты навсегда в долгу перед ними, поблагодари их”. Но разум возражал: “Как можно благодарить тех, кого нет? Какие слова можно сказать тому, кого не просто нет рядом с тобой – вообще нигде нет, как не было тебя самого до твоего рождения?”. К небытию бессмысленно обращаться с какими бы то ни было словами, здесь действительно остается одно только скорбное молчание. Как какое-то торжественное выражение неверующим человеком своего бессилия перед фактом смерти близких людей.
Для атеистического сознания возможны лишь бессловесные формы поминовения умерших, будь то минута молчания или поминальная чарка – молча и не чокаясь.
Но если человек отказывается полагать, что его близкие, умирая, растворились без следа в мировом пространстве, если он верит, что они живы, и надеется на будущую встречу с ними (пускай даже после собственной смерти), тогда такому человеку для выражения своей надежды, веры и любви просто необходимы слова. И простого, брошенного походя “…все там будем” здесь уже явно недостаточно. Нужны другие слова – более точные и красивые, нужно понять – в чем смысл такого поминовения, нужно разобраться, наконец – что же происходит с человеком в этом самом загадочном “там”, где все мы, в конце концов, должны будем оказаться.

Чего боятся верующие?

Армянский поэт X века Григор Нарекаци (почитаемый в Армении как святой) писал:

Мне ведомо, что близок день Суда
И на Суде нас уличат во многом…
Но Божий Суд не есть ли
встреча с Богом?
Где будет Суд? Я поспешу туда!

Никто на свете не может предсказать с полной уверенностью посмертную участь того или иного человека. Но Церковь с уверенностью говорит о неизбежном для всех людей событии: после смерти каждый из нас обязательно встретится с Богом.

А вот станет ли эта встреча для человека источником вечной радости, или окажется для него мучительной и невыносимой – зависит уже от того, как сам он прожил свою жизнь. Если он готовил себя к этой важной встрече, стремился к ней, если всю жизнь главным критерием оценки своих поступков, слов и даже мыслей для него был вопрос: “А понравится ли это Богу?”, то умирать такому человеку уже не очень и страшно. Нет, конечно, предстоящая встреча с Господом вызывает в его сердце волнение и трепет. Он лучше, чем кто-либо, знает, как часто его стремление жить праведно разбивалось о его же собственную лень, жадность, тщеславие, насколько неудачной была почти каждая его попытка сделать что-то ради Бога, а не ради собственных страстей и капризов. Но он знает также и другое. Пытаясь жить по заповедям Божьим, он с удивлением и радостью увидал, что Бог любит его даже таким слабым и несовершенным, не способным, по сути, ни на что доброе. Это реальное переживание Божьей любви – главная, самая дорогая ценность в жизни каждого верующего человека. Он научился видеть, с какой трогательной заботой и вниманием участвовал Господь в его земной жизни. И ему кажется нелепым даже предположить, что после смерти Бог отвернется от него и сменит эту любовь на бездушную и холодную справедливость. Верующего человека волнует совсем другой вопрос: “А не отвернусь ли я сам от Бога при встрече? Не окажется ли вдруг, что для меня есть на свете что-то более дорогое, чем Бог?” Вот этого верующий человек боится по-настоящему. Но такой страх растворен надеждой. Бог, восполняющий наши недостатки и помогающий нам в земной жизни, может и после нашей смерти восполнить нашу немощь Своим Всемогуществом. Именно о таком христианском отношении к себе и к Богу говорил Борис Гребенщиков в одной из своих ранних песен:

…Но мы идем вслепую
в странных местах,
И все, что есть у нас, это –
радость и страх.
Страх за то, что мы хуже,
чем можем
И радость о том, что все
в Надежных Руках.

Заблудившийся летчик

Отвернувшись от света, мы рискуем оказаться во тьме собственной тени. Если человек сделал главным содержанием своей жизни не стремление измениться к лучшему, не подготовку к этой посмертной встрече со своим Создателем, если он разменял свою жизнь на дешевые или дорогие развлечения, на упоение властью, деньгами или собственной гениальностью, тогда у него возникают серьезные проблемы. Не научившись любить Бога, не увидав Его любви к себе при жизни, наглухо замкнувшись в скорлупу собственных страстей и желаний, человек не сможет и не захочет быть с Богом и после своей смерти.
Грех ведь тем и страшен, что наслаждаться им человек может, лишь пока он жив. Назначение души – управлять телом, и только в их совокупном существовании человек может полноценно жить, действовать и изменять себя как в лучшую, так и в худшую сторону. Смерть отнимает тело у души и делает ее неспособной к какому либо действию, а значит и – к изменению. Душа не может больше ни грешить, ни каяться; и, какой она стала к моменту смерти человека, такой и пребудет в вечности. Чтобы это было понятнее, можно представить, что наша жизнь – авиарейс, тело – самолет, а душа – летчик, который знает, что запас топлива у него ограничен и позволяет пролететь, скажем, пять тысяч километров до пункта назначения. Если он не теряет связь с диспетчером и держит верный курс, то несмотря на нелетную погоду, плохое самочувствие и неполадки в двигателе, он все же дотянет до аэродрома. Или совершит аварийную посадку где-нибудь неподалеку, так что спасатели легко смогут его отыскать. Но когда летчик летит наобум, куда глаза глядят, без ориентиров и целей и даже не задумывается, что с ним будет и где он окажется, когда в баках кончится горючее… Скорее всего, такой горе-пилот окончательно заблудится, приземлится совсем уж невесть где, да там и сгинет без вести, потому что непонятно где искать того, кто летел неизвестно куда. А пешком ему оттуда уже не выбраться.
Господь сказал об этом предельно ясно: “В чем застану, в том и сужу”. Это вовсе не означает, будто Богу безразлично, что там с человеком было перед смертью, и в каком состоянии он умер. Наоборот, Церковь говорит, что Господь призывает человека на суд в самый благоприятный для его посмертной участи момент. Каждый из нас умирает либо на пике своего духовного развития, либо когда Бог видит, что дальнейшая жизнь будет изменять его душу только в худшую сторону. А вот взять правильный курс и вывести себя на этот свой духовный максимум – человек должен уже сам. И никто за него не сможет проделать эту работу, даже Бог.
Но что же могут сделать близкие для такого потерявшегося летчика, чем они могут помочь ему? Они могут многое – раскалить докрасна телефон начальника аэродрома, до которого не смог долететь пропавший пилот, засыпать письмами министерство, стучать кулаками по столу в различных кабинетах и – требовать, требовать, требовать организации новых спасательных и поисковых экспедиций. Право на такую настойчивость дает им любовь к пропавшему.
А наша любовь заставляет нас обращаться к Богу с просьбами о прощении грехов наших близких и об упокоении их “со святыми”. В этом и заключается один из смыслов молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви.

Годовщина смерти, как поминать усопшего - серьезная проблема для невоцерковленного человека, т. е. того, кто не посещает регулярно православный храм и не участвует в церковных Таинствах. К сожалению, годы гонений на Святую Церковь выхолостили из русского сознания важность и суть перехода души в загробный мир. Главной задачей близких умершего стало приглашение родственников для очередного застолья, хоть и с грустным оттенком. Все знают, как организовать трапезу, а как правильно поминать усопших в соответствии с Церковным уставом - и понятия не имеют.

Важность воспоминаний после кончины

Лето человеческой жизни заканчивается на смертном одре. Согласно учению Православной Церкви, смерть представляет собой разлучение души от тела. Духовная сущность уходит к Богу, а физическая субстанция предается земле. Затем родственники организуют поминки на 3, 9, 40 день и годовщину. Но неверующие люди не задумываются над тем, что поминать можно лишь только живых. Ведь у Бога нет мертвых.

Отсутствие православной веры, знаний законов духовной жизни и опыта бытия за гранью земного вынуждает живущих на планете лавировать между церковными установлениями и языческими традициями. Поминки как трапеза, - это только часть и при этом не главная, общего правила прощания с человеком, перешедшим в духовные обители. Действенным поминовением является молитвенное предстояние дома, а еще лучше в церкви, на литургии и молебне.

На службу обязательно подается записка с именем почившего год назад человека, а также всеми крещеными прародителями, имена которых известны.

По церковным правилам проводить обряд тризны запрещено над:

  • некрещеными;
  • самоубийцами;
  • еретиками;
  • раскольниками.

Поминки этих людей невозможны, поскольку одни не верили в будущую жизнь, а другие добровольно лишили себя настоящей. Обычно на собрании говорят о делах умерших и воздают им благодарение. А что могут означать хорошие воспоминания для того, кого не существует? Для атеиста вообще характерна бессловесная форма выражения по отношению к умершим в виде минуты молчания или выпитой чарки. Означенный же смысл проведения церковного поминания заключается в реальной и положительной действенности на умершего человека молитв живых в день годовщины его ухода в иной мир.

Опасность некоторых традиций поминания

В России за последнее столетие произошло смешение многих религиозных традиций в неком ритуале, который назвать православным невозможно. Обычно в годовщину смерти собираются люди, знавшие покойника. Они мирно беседуют о жизни, принося знаки сочувствия родственникам и скорбя вместе с ними о человеке, которого уже нет в живых. Многие даже боятся подумать при этом, что рано или поздно момент смерти наступит для каждого. Со дня кончины прошел год, и для близких стала явной эта потеря. Некоторые впадают в такую безотчетную скорбь, что выматывают и себя, и окружающих.

В иудейской традиции есть такой обычай, когда над гробом или могилой покойника профессиональные плакальщицы издают душераздирающие рыдания, конечно же, искусственные. Наша Церковь запрещает подобные мероприятия, поскольку в этом происходит проявление одного из смертных грехов - уныния. Для истинно верующего годовщина после смерти любимого человека - еще 1 повод не только его помянуть, но и задуматься над своей жизнью, грядущим ответом перед Праведным Судьей.

Священники часто предостерегают о том, как пагубно для души покойника распитие любых спиртных напитков. В древней Руси не было практики возлияний, и старые люди всегда осуждали их. Другим рудиментом языческой тризны считается разделение с покойником трапезы, чтобы и он якобы был удовлетворен физической пищей. Но Устав Церкви не предполагает таких обрядов. Поэтому подобное времяпровождение никакого отношения к православию не имеет.

Настоящим экологическим бедствием стали миллионы пластиковых цветов и венков на кладбищах. В ХІХ в. Священный Синод Русской православной церкви запретил возложение бутафорских изделий на могилах. Кто бывал на монастырских погостах, тот знает о скромности, чистоте и отсутствии завалов из мертвых знаков внимания. Опытные люди советуют принести на кладбище живые цветы. Это будет настоящим уважением к покойнику. К сожалению, то, что называется народным благочестием, аккумулировало в себе стойкое языческое сознание.

Годовщина смерти

Обычно на поминки приходят только близкие родственники и друзья усопшего. Многолюдное и шумное сборище желательно не устраивать. Скромная семейная трапеза, теплые вспоминания после церковного богослужения станут настоящими днем памяти. Утеряна традиция скромности в одежде. Даже при посещении храма можно увидеть женщин без платков, в джинсах или с оголенными руками, декольте. Некоторые не стесняются приходить на поминки в шортах. Костюм - для мужчин, строгие платья — для женщин в приглушенных оттенках станут наиболее уместными для траурной даты.

В поминальный день очень полезно посетить могилку покойника.

Накануне родственники приводят ее в порядок. Можно посадить живые цветы, если день памяти приходится на весну или лето. Не стоит проводить трапезу на кладбище. Сегодня эта пагубная привычка превратилась в непристойный обычай. Благочестивой традицией является раздача милостыни нуждающимся и больным людям. По возможности желательно посетить страждущих в больнице, специальных интернатах. Еще большее значение для потустороннего состояния умершего имеет приглашение на поминки бедных граждан. Таким образом, родственник сделает добро живым (они, возможно, помолятся о покойнике) и выполнит заповедь Иисуса Христа.

Если близкие люди умершего православные христиане, то у них в доме всегда в красном уголке находятся иконы с горящим огоньком лампады. Пригласив на поминки людей, нужно засветить свечку. Днем памяти усопших считается субботнее время. В случае если поминки совпадают с одним из больших православных праздников, то нужно посоветоваться с приходским священником, на какую лучше дату перенести годовую заупокойную трапезу.

Традиционными блюдами на Руси в день поминовения считаются:

  • кутья;
  • блины;
  • кисель.

Не запрещаются, конечно же, мясные блюда, если нет поста. Их прекрасно заменят рыба, пироги, грибы, холодные закуски. Бог все создал для человека и на его пользу - лишь бы не было злоупотребления. Перед началом трапезы старший рода должен прочитать молитвы, и только тогда все могут приступить к еде. Оканчиваются поминки также небольшим молитвословием. Но это не последняя годовщина смерти. Как поминать усопшего правильно, родственники уже знают. Желательно почтить память дорогого человека в деньего Ангела и рождения.

Ника Кравчук

Как поминать усопших правильно

У Бога все живы — эти слова следуют из Евангелия. В пределах земного существования люди живут и после телесной кончины — в памяти и молитвах близких. Но как поминать усопших правильно? Как и где молиться: дома, на кладбище или в храме? В какие дни принято поминать умерших? Каких суеверий остерегаться?

Остерегайтесь суеверий

К сожалению, существует очень много суеверий по поводу того, . Поминальный обед может превратиться в попойку, где рюмку и хлеб ставят даже для умершего. Часто «заботливые» родственники даже на могиле оставляют еду.

Еще принято хорошенько поплакать в стиле «как же мы без тебя?» Такое поведение точно не образец того, как поминать усопших правильно . Существует множество суеверий, которых надо остерегаться: разрезать на новопреставленном все петли, бросать в могилу монеты, класть в гроб деньги, телефоны и т. д.

Есть совсем другой путь помогать усопшему. Благодарить Бога за то, что он подарил вам радость общения с этим человеком при земной жизни, раздавать милостыню, поминать в домашней молитве и в церковной — это и есть краткий ответ на вопрос о том, как поминать усопших правильно.

Как и где молиться

Молиться об умершем можно как дома, так и на кладбище, и в церкви.

Дома покойных мы вспоминаем в утреннем правиле, также в молитвословах есть специальные молитвы об умерших. Также полезно читать Псалтырь, хотя бы по одной кафизме в день с упоминанием имен. Сорок дней после кончины и за сорок дней до первой годовщины принято читать «Акафист за единоумершего».

Вопрос о том, как поминать усопших правильно , подразумевает и рассмотрение церковной молитвы за ушедших в мир иной. Самый простой способ — подать записку об упокоении и поставить свечу.

Особенно действенной считается записка «на проскомидию»: читается молитва, за каждое имя вынимаются частицы из просфор. Эти частички будут погружены в чашу для причастия под особую молитву священника: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Часто заказывают сорокоусты — тогда за покойного Церковь будет молиться 40 дней. Большую силу имеет и так называемая «неусыпаемая Псалтырь»: в монастырях можно заказать круглосуточное чтение Псалтыри — на сорок дней, полгода, год, в некоторых обителях — на все время их существования.

За усопших служат и специальные поминальные службы — панихиды. Можно не только подать записку, поприсутствовать лично, а и принести хлеб и другие продукты в храм (это еще и милостыня).

Дни особых молений за усопшего

Считается, что особыми есть третий, девятый и сороковой день после кончины. 3-й — память о Святой Троице и Воскресении Христа, 9-й — столько чинов ангельских, которые ходатайствуют о помиловании умершего, 40-й — через столько дней Моисей получил скрижали.

Считается, что 40 дней нужно душе, чтобы пройти особые испытания — мытарства. После этого она будет определена в рай или ад.

Также принято поминать в годовщину смерти и во время специальных дней, установленных церковью, так называемых родительских суббот.

Но это еще не все нюансы того, как поминать усопших правильно , точнее, кого можно поминать. Нельзя поминать самоубийц как таковых, что не по Божьей воле ушли из жизни. В Церкви не поминаются некрещенные, но за них можно молиться дома, а также раздавать милостыню.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Православие всегда особое внимание уделяло поминанию умерших. В утренних молитвах есть специальное прошение об упокоении усопших. Также за отошедших в мир иной молится вся Церковь. Для этого существуют заупокойные службы - панихиды и особые дни - родительские поминальные субботы.

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.

Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Зачем поминать усопших?

Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.

Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.
Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста 26 марта 2016 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста 2 апреля 2016 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста 9 апреля 2016 года.
Радоница 10 мая 2016 года
9 мая — Поминовение усопших воинов
Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.
Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.
Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на 
полгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.
Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.
Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Надо ли поминать в день рождения?

Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.
Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.

Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.

Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.
К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…
Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Как помянуть некрещеного?

Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.
Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.

Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?

В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течении жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».
Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды.

Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

Как поминать усопших дома?

В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Как поминать в пост?

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

Как поминать новопреставленного?

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.
Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.
Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Когда поминать родителей?

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.

Как поминать животных?

Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.

Человек не умер - просто вышел...

Человек не умер, просто вышел...
Он оставил в доме всё, как есть...
Просто он не видит и не слышит,
Хлеб земной ему уже не есть...

Просто стал он не таким, как люди,
Он открыл другой... астральный путь...
Где иная жизнь... иная мудрость
Где иная соль... иная суть...

В книжице останется закладка
На странице о его любви...
На столе записка... очень кратко:
«Вспоминай, но только … не з о в и...»

Человек не умер... просто вышел
И развёл воздушные мосты
Между берегами прошлой жизни
И ещё невидимой черты...
Елена Громцева.

Статьи по теме: